Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг – поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального выгорания.
Проведенный анализ результатов психодиагностики выявляющей предпочтения в использовании определенных стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях можно отметить, что педагогам характерно использование широкого спектра используемых копинг – стратегий реагирования в стрессовых ситуациях.
При этом их часть из них имеет адаптивную направленность, что так или иначе помогает им справляться с возникающими сложными ситуациями.
Также установлено, что среди предпочитаемых позитивно направленных стратегий преодоления педагогами высокого уровня эмоционального выгорания наиболее часто используются стратегии обращения к позитивным ситуациям и состояниям, которые позволяют им снизить воздействие стрессовой ситуации.
К числу таких стратегий относят отвлечение, которое помогает отказаться от связанной со стрессами активности, отвлечься от ситуации, замещение, позволяющее обращаться к позитивным ситуациям, делать что – либо, что доставляет удовольствие. Также сюда относят использование психомышечной релаксации, отдыха. Различия в частоте использования данных стратегий обнаружены на достоверно значимом уровне (p 0,01).
Это указывает на наличие потенциала, позволяющего педагогам данной категории так или иначе выходить из стрессовых ситуаций без серьёзных потерь в психоэмоциональной сфере.
Рис. 2. Различия копинг – стратегий педагогов с высоким и низким уровнем эмоционального выгорания
При воздействии стрессовой ситуации, педагоги с низким уровнем эмоционального выгорания склонны чаще прибегать к импульсивным действиям, проявляя большую спонтанность реакций по сравнению с педагогами с высокой выраженностью эмоционального выгорания (Рис.2).
Это подтверждается выявленными различиями на достоверно значимом уровне (p 0,05).
Педагоги с низким уровнем выгорания в напряженных и стрессовых условиях не склонны к принятию на себя личной ответственности, прибегая к стратегиям самооправдания чаще, чем педагоги с высокой степенью выгорания. Об этом свидетельствуют различия, выявленные в ходе анализа полученных результатов на статистически достоверном уровне (p 0,05).
Таблица 2.
Различия в использовании копинг –стратегий педагогами с разной степенью выраженности эмоционального выгорания
Копинг – стратегия |
– эмпир По Фишеру |
Импульсивные действия |
2,01 ** |
Самооправдание |
1,64 ** |
Самоутверждение |
1,83 ** |
Позитивная самомотивация |
2,7 * |
Поиск социальной поддержки |
3,07 * |
Социальная замкнутость |
2,34 * |
Прием лекарств |
2,51 * |
Обращение к поддержке коллег |
3,58 * |
Позитивные (2 обращение к позитивн ситуациям) |
3,07 * |
Негативные |
2,63 * |
Это интересно:
Психокоррекционная работа со школьниками на этапе адаптации
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.
Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.
В группу в ...
Распределение внимания
Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Примером могут служить два ис ...
Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей ...