Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.
Определение самооценки подразумевает всего два варианта:
либо прямое перечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна), либо, выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя – методика Будасси С.А. или Фанталовой Е. Б. (как подвариант – выставление себе оценки по каждому качеству, методика Дембо-Рубинштейна)[11, c.554].
Однако самооценка, как и человеческая личность, не формируется в "вакууме": она зависит от оценки окружающих, от личностных установок. Как уже говорилось, самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной), при этом даже при осознании собственных недостатков и достоинств (адекватной самооценке) далеко не все испытуемые соглашаются их признавать в тестировании, что особенно характерно как раз для подросткового возраста. Кроме того, самооценка очень динамична и может изменяться на только в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.п., но и - особенно у подростков и легко внушаемых людей - даже в зависимости от высказывания своего мнения окружающими, причем в очень короткие сроки (при этом такая внезапно измененная самооценка может далее поддерживаться на протяжении достаточно длительного срока) [29, c. 114].
Исходя из вышесказанного, очевидным становится то, что одной прямой методики для правильного выявления самооценки у подростков недостаточно. Поэтому в психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Во-первых, это уже упоминавшиеся ("чистые") методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым. Самоописание может быть как открытым, явным (тест свободного самоописания "Кто Я" или "20 слов" М.Куна в модификации А.М. Прихожан, тесты выбора из пары личностных свойств), так и скрытым (проективные методики: "Незаконченные предложения", "Рисунок несуществующего животного"). Кроме того, поскольку оценивание самого себя проходит через призму оценки окружающих, зачастую проверяют корреляцию результатов описанных выше методик с оценкой данного человека референтными группами. Для подростка это, прежде всего, коллектив одноклассников, а также друзья (вне школы), родители и учителя[15, 118-120].
Для выявления статуса подростка в учебной группе используют методику, называемую социометрией (выявление социометрической структуры группы для определения характера межличностных взаимоотношений в группе). Обычно используется вариант социометрической методики Дж. Морено в модификации Я.Л. Коломинского "Выбор в действии", цель которой - изучить межличностные отношения в группе сверстников[19, c.168].
В прямых методиках испытуемый выражает свое отношение к тем ли иным человеческим качествам, параллельно давая оценку наличия этих качеств у себя. Например, тест "Соотношение "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах" Е. Б. Фанталовой. Стимульным материалом в методике Е. Б. Фанталовой служит список из 12 ценностей: активная деятельная жизнь; здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь; материально обеспеченная жизнь (отсутствие затруднений); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (независимость в суждениях и поступках); счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий). Для подростков формулировки должны быть адаптированы исходя из ценностей, актуальных для них на данном жизненном этапе. В методике используется метод парных сравнений. На бланке перечисляются 20 различных качеств личности. В левой колонке (идеал) испытуемый определяет понятия, принадлежащие к более значимому для него кругу потребностей (ранжирует по привлекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать). Затем в правой колонке (я) он ранжирует эти качества по отношению к себе: выбирает качества по критерию их доступности для него, по степени своего успеха в каждой сфере.
Вопросы могут предлагаться не только в виде списка качеств, но и в форме утверждений с подразумеваемыми ответами "да"-"нет" (например, "обычно я уверен в себе", "я чувствую себя подтянутым и бодрым"). Опросники такого типа часто встречаются в популярных психологических изданиях и не всегда являются валидными, но профессионально составленный тест может послужить прекрасной упрощенной методикой[14, c. 56-58].
Это интересно:
Имидж организации
Имидж организации – это образ организации, существующий в сознании людей. Можно даже сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает и работают ли над ним вообще. В случае отпускания вопроса ...
Измерение черт личности
Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Ильин Е.П ...
Рекомендации по преодолению страха и формированию у военнослужащих
бесстрашия
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воо ...