Приложения
Страница 5

При составлении карты наблюдений должны быть соблюдены следующие требования:

выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребёнка;

группировка этих фрагментов в определённые синдромы, то есть их классификация;

определение взаимоотношений между фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбираются умозрительно, а берутся из жизни.

Методика с использованием предметных картинок.

Картинка занимает большое место в жизни ребёнка и широко используется психологами в качестве экспериментального материала.

Методика с картинками является одной из самых универсальных для исследования особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления), отдельных качеств личности, определение готовности ребёнка к школьному обучению и так далее.

Эту методику можно использовать при первом знакомстве с ребёнком для получения достаточно достоверных общих сведений о его психике и личностных качествах.

Данная методика позволяет выяснить:

1. Наличие навыков учебной деятельности (важно при определении готовности ребёнка к учебной деятельности, наличия "школьной зрелости")

как ребёнок понимает поставленную задачу;

как выполняет задание, инструкцию; точность выполнения; принятие к действию, запоминание инструкции, умение выделить способ действия;

способность прикладывать усилия, отношение к трудностям, желание выполнить все поставленные задачи;

самостоятельность выполнения (как часто обращается за помощью и характер этих просьб);

концентрация внимания (отвлечение во время выполнения задания, характер отвлечений);

работоспособность: время затраченное на решение всех поставленных задач, отказы от работы (на каком этапе), темп работы.

2. Индивидуальные особенности обобщения и абстракции:

умение объединять по обобщающему признаку (или проявляется склонность к детализации);

по какому признаку классифицирует (понятийному, бытовому, цвету, форме и другие), признаки какого мышления преобладают: конкретного или логического, какого рожа ассоциации используются ребёнком;

способность к логическому рассуждению: может ли доказать свою точку зрения, каким способом это делает.

3. Особенности построения предложений, речевые ошибки.

4. Наличие способности оценивать свою работу ("Ты правильно всё сделал? Были ли какие-либо ошибки допущены тобой?" и так далее)

Данная методика даёт возможность определить наличие общих учебных умений и навыков, уровень развития интеллектуальной деятельности. При её помощи можно определить и общий уровень работоспособности ребёнка. Эта методика помогает определять и интеллектуальные возможности ребёнка.

Методика "Пиктограммы".

Эта методика была предложена А.Р. Лурия для исследования опосредованного запоминания и широко используется психологами и для других целей. Так, например, Ю.А. Полуяновым она была использована для выявления понимания школьниками содержания некоторых конкретных нравственных качеств.

Ребёнку предлагается чистый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: "Я буду говорить тебе разные слова, а ты постарайся их запомнить. Чтобы легче тебе это было сделать, ты можешь каждое слово, которое я тебе говорю, зарисовать на бумаге. Рисовать можешь как угодно, лишь бы рисунок помог тебе вспомнить названное слово. Можешь рисовать предметы, какие-либо значки или ещё что-нибудь". Затем медленно читаются следующие слова: весёлый праздник, тяжёлая работа, вкусный ужин, развитие, строгая воспитательница, тёплый ветер, слепой мальчик, обман, весёлая комната, болезнь, расставание, страх. Если ребёнок начинает тщательно рисовать сюжетную картинку, остановите его и предложите нарисовать что-то, чтобы могло помочь потом вспомнить слова, которые вы ему диктовали.

Через 20-30 минут спрашиваете слова, которые вы говорили. Обязательно фиксируете все высказывания ребёнка во время рисования; его поведение.

Данная методика помогает выяснить:

особенности опосредованного запоминания и характер ассоциаций (какие символы использовались ребёнком для обозначения предлагаемого слова);

может ли ребёнок самостоятельно создавать "инструменты" для запоминания;

в какой мере умеет создавать и использовать средства психической и интеллектуальной деятельности, насколько точно совпадают символы со смыслом слова;

каковы представления ребёнка, что является значимым в понятии, какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные, случайные;

умение организовать свою деятельность (экономность использования пространства листа бумаги, размеры рисунков, их расположение);

эмоциональное отношение к предлагаемым понятиям (выражено это каким-либо образом в цвете, изображении фигур, пространственное поле отдельного рисунка, то есть сколько места он занял, отношение рисунков друг к другу);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Это интересно:

Проблема развития внимания
В процессе исследования внимания выяснилось, что существуют некие проблемы в этой сфере и в развитии и в научном его описании. Вот, например П.Я. Гальперин высказал такую точку зрения. С тех пор, как психология стала отдельной областью з ...

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом з ...

Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Несмотря на то, что практически все современные подходы к понима­нию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятель­ной области научных исследований на рубеже XIX ...