уровень воспроизведения;
преобладание определённого типа мышления (логического, образного, схематического);
некоторые черты личности ребёнка - аккуратность, точность, умение планировать, уровень демонстративности, тревожности, патологии (нарушении мотивации, вязкость, изменения психомоторного тонуса, депрессии и другие);
работоспособность;
умение удерживать задачу и следовать её в точности с инструкцией.
При анализе прежде всего следует обратить внимание на то, как ребёнок реализует поставленную задачу - использовать рисунки для эффективного запоминания предложенных слов и выражений. Иногда ребёнок уходит от поставленной задачи, увлекаясь лишь рисованием на заданную тему. Это свидетельствует о недостаточно сформированной способности восприятия учебной задачи.
По рисункам мы можем судить и о типе мышления ребёнка: логическое мышление - ребёнок изображает слова в виде условных значков или характерных деталей (например, "весёлый праздник" - рисует один или несколько шариков, "слепой мальчик" - очки, "тёплый ветер" - несколько волнистых линий или дерево с наклонившимися ветками), рисунки лаконичные чётко выражены (как правило расположены все рисунки в одну линию). При выраженном образном мышлении (художественный тип) наблюдается мысленное преобразование предметов и ситуаций в "картинки"-сценки. При этом часто проявляется стремление к завершению рисунка-сценки: много деталей, которые не являются лишними, а лишь подчёркивают завершённость картинки (например, "весёлый праздник" - рисует детей с флажками или шариками, "вкусный ужин - стол, на котором стоят "вкусные" продукты - конфеты, лимонад, торт). Чем больше логически оправданных деталей в рисунке, тем больше это свидетельствует о преобладании художественного типа мышления. Если же множественное количество деталей необязательно (рисуют тщательно множество иголок на ёлке - "весёлый праздник"; на столе много ненужных деталей - чашки, тарелки, много еды, люди, сидящие вокруг стола - "вкусный ужин") и повторяется во всех (или в большинстве) то это может свидетельствовать о вязкости характера (вязкости мышления, зацикливании), что нередко сопровождает неврозы, депрессии. При этом, как правило, ребёнок затрудняется изобразить абстрактные понятия - "развитие", "обман", "тёплый ветер" и другие. Такого ребёнка нужно проверить по другим методикам, чтобы убедиться в правильности поставленного диагноза.
Следует обратить внимание и на то, какие связи вычленяются ребёнком: существенные или несущественные. Экономность рисунка, использование схематических образов признаки сильного интеллекта.
Этот тест можно рассматривать и как проективный, так как в рисунках дети отражают скрытые мотивы, личные проблемы и опасения. Те слова, которые вызывают у ребёнка отрицательные эмоции, выражены в более крупных по размеру рисунках с преобладанием тёмных тонов, часто акцентируют при этом какую-то деталь. Если долго задерживаться на изображении какого-либо слова, то эта ситуация для ребёнка может быть стрессовой. Следует также в беседе или при помощи других методик тактично выяснить это.
При помощи этого теста можно также сделать выводы и об организованности ребёнка (неаккуратные рисунки, разбросанные по всему листу - хаотичность изображения - признак значительных нарушений в организации деятельности, несформированности планирования, нарушения внимания), его направленности на людей: экстравертивности и интравертивности (у экстравертов рисунки больших размеров, яркие, хаотично расположены; у интровертов рисунки маленькие, скупые, часто все в одном тоне). Иногда можно отметить, что все рисунки маленького размера, в углу листа или на нижней его части - можно сделать предположение о робости данного ребёнка, его тревожности, неуверенности в себе. Это также нужно перепроверить при помощи других методик.
Методика: оценка уровня притязания ребёнка.
Данная методика направлена на исследование уровня притязания детей дошкольного возраста (составлена на основе методики Е. Норре) модифицирована Б.Е. Бежанишвили.
Уровень притязания - это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую ребёнок считает себя способным. Уровень может быть адекватным возможностям его и неадекватным (заниженным или завышенным), что влияет на деятельность и поведение, и, таким образом, связан с уровнем самооценки. Уровень притязания характеризует:
1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);
2) выбор ребёнком цели очередного действия, формирующийся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (это уровень переживания в данный момент);
3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Предлагается два варианта исследования
1 вариант.
Это интересно:
Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...
Организация и методы исследования
В нашем исследовании принимали участие студенты Старооскольского филиала «Современной Гуманитарной Академии» по специальности «Менеджмент» очной формы обучения 3 курса. Количество респондентов составило 43 человека, средний возраст которы ...
Характеристика детей с разными типами темперамента
Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с ...