Приложения
Страница 2

отсутствие основных деталей лица, особенно глаз;

человек нарисован в профиль;

высказывание о нарисованном человеке, как одиноком, без друзей;

человек нарисован схематично, из палочек;

руки в оборонительном положении;

отсутствие двери в доме;

очень маленькая дверь;

отсутствие окон;

окна - отверстия, без рам;

излишне закрытые окна;

дом нарисован в профиль;

дверь на доме без ручки.

Болезненно повышенная активность:

хаотичность элементов в изображении при ненасыщенной цветовой гамме, преобладание серого цвета, мрачных тонов;

бессистемность рисунка, нагромождение фигур и вещей друг на друга.

Невротизм:

фигуры нарисованы в виде пугала (или одна какая-либо фигура);

руки широко расставлены в стороны;

руки спрятаны за спиной или совсем отсутствуют; отсутствие ног (но это может быть также показателем наличия боли в этих органах, а может быть проявлением лени - проверить в беседе).

Приложение № 2

Тест "Рисование несуществующего животного"

Эта методика помогает понять основные проблемы личности, его отношения к миру, понимание мира, окружающего его.

Методика: ребёнку предлагают лист бумаги, ластик, цветные карандаши, простой карандаш.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем". [12]

Показатели и интерпретация.

Положение рисунка на листе: в норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено данное качество) трактуется как высокая самооценка, но может также показывать недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению; положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, либо подавленность, нерешительность. Но может также показывать незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющая ее деталь):

голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей; голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям.

Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность; положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм; на голове расположены детали, соответствующие органам чувств уши, рот, глаза.

Значение деталей:

Уши - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Рот: приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как большая речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе; открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачёркнутый, заштрихованный - трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия; рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему в грубой форме и агрессивным содержанием или возникает в ответ на осуждение, порицание); заштрихованный, зачёркнутый рот округлой формы - признак боязливости, тревожности.

Глаза - их изображению при анализе придаётся особое значение – это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - их наличие свидетельствует об истероидио-демонстративных манерах поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Размер головы: - увеличенный в соответствии с фигурой в целом - говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих; маленький размер головы - свидетельствует о незначимости ума у других и у себя, обычно такие дети обладают слабой эрудицией, ограниченными знаниями об окружающем.

Дополнительные детали на голове: например, рога - агрессия, защита от нападения, нападок. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная; перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности; грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола (чаще встречается у девочек, у мальчиков – наличие женских черт характера, проявление чувственности), иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Зарубежные теории о поведении человека
Как видно из вышесказанного, в России происходил резкий взлет в развитии рефлексологии как науки о поведении, что привело к возникновению за рубежом аналогичных теорий. Среди западных психологических течений, изучающих поведение человека, ...

Исследование уровня рефлексивности работников
1. Служба изоляции (5 человек): Саморефлексия имеет средний уровень развития (50%). Это говорит о том, что работники этого отдела способны на достаточно высоком уровне критически осмыслять текущую деятельность, умеют выделять, анализиров ...

Механизмы межличностного восприятия. Рефлексия, идентификация, эмпатия
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов , обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отноше ...