Приложения
Страница 1

Приложение № 1

Тест "Дом - Дерево - Человек"

Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Баком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Этот тест целесообразнее применять в начале психологической консультации, потому что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребёнка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагаются бумага, карандаши и ластик. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано "ДОМ", на второй и третьей сверху каждого листа - соответственно "ДЕРЕВО" и "ЧЕЛОВЕК", на четвёртой - имя и фамилия ребёнка.

Инструкция: "Нарисуй как можно лучше дом, дерево и человека".

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек" [12]

Характеристика отдельных личностных качеств.

Враждебность, агрессивность.

глаза - пустые глазницы;

оскал, видны зубы;

обратный профиль человека;

агрессивная позиция нарисованного человека;

зачёркнутая фигура или деформированная;

на руках длинные, острые пальцы;

непропорционально длинные раскинутые в стороны руки;

клыки, рога, шипы, пририсованные человеку.

При наличии этих деталей в рисунке ребёнка можно предположить, что враждебность к людям (или определённому человеку, которого он изображает), агрессивность являются чертами его характера, либо это свидетельство соответствующего отношения (агрессивности, враждебности) к тому человеку, которого он рисует.

при анализе рисунков в тесте "Дом - дерево":

отсутствие окон;

дверь - замочная скважина;

очень большое дерево;

дерево с краю листа;

обратный профиль дерева;

ветки двух измерений, как пальцы.

Лентяй:

рисунок небрежный, грязный, неряшливый;

отсутствие деталей лица либо слабая их прорисовка;

отсутствие рук, ног или слабая прорисовка, незаконченность.

Конфликтность:

ограничение пространства рисунка линиями;

перспектива снизу (взгляд червя);

перерисовывание, стирание объектов;

отказ рисовать какой-то объект (можно предположить, что с данным человеком у ребёнка конфликт);

противоречивость рисунка и высказывания;

подчёркнутая талия всех фигур (даже у дерева "тонкая талия");

барьеры между фигурами;

отсутствие основных частей тела у некоторых фигур членов семьи, небрежность их изображения, мрачные тона одежды (если это в тесте "Кинетический рисунок семьи");

рисование одного дерева как два дерева;

явное несоответствие качества одного из рисунков;

отсутствие трубы на доме.

Депрессивность, угнетённое состояние:

помещение рисунка в самый низ листа;

линия основания, ведущая вниз;

линия, слабеющая в конце рисования;

сильная усталость после рисования;

очень маленькие рисунки, фигурки;

цветное оскудение с преобладанием тёмных или серых тонов;

помещение рисунка в угол листа маленького размера;

вид дерева или дома сверху;

рисунки очень маленького размера.

Чувство неполноценности:

рисунок очень маленький;

в рисунке человека отсутствие рук, ног (или это проявление лени, нежелание выполнять ваши просьбы - выяснить в беседе);

руки за спиной (или лень рисовать - проверить);

непропорционально маленькие руки;

непропорционально узкие плечи;

линии слабые, прерывистые;

непропорционально большая система веток;

непропорционально крупные двумерные листья;

дерево, умершее от гниения.

Неуверенность в себе, недоверие к себе:

очень слабая линия рисунка;

оговорки до и во время рисования, просьбы в помощи;

прикрывание рисунка рукой;

маленький рисунок в углу листа или с краю маленького размера невыразительными линиями;

дом с краю листа;

слабая линия ствола;

одномерное дерево;

очень маленькая дверь в доме.

Тревожность:

зацикливание на рисовании отдельных деталей;

ограничение пространства;

длительная штриховка;

линии с сильным нажимом (иногда прорывает бумагу);

много стираний;

интенсивно зачёркнутые волосы;

преобладание вещей на рисунке семьи;

двойные или прерывистые линии;

облака;

мёртвое дерево, больной человек;

подчёркнутая линия основания;

толстая линия фундамента дома.

Незащищённость:

рисунок в самом центре листа, маленький;

мелкий рисунок в верхнем углу листа;

много второстепенных деталей;

непропорционально длинные руки, опущенные вниз;

широко расставленные ноги;

дом, дерево - с самого края листа;

рисунок внизу листа;

дерево на горе;

очень подчёркнутые корни.

Трудность общения:

в рисунке человека слишком выделенное лицо или лицо рисует последним;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками. Подготовка и проведение эксперимента
Для экспериментального исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, а также выявления их влияние на личностное развитие детей, нами были проведены исследования с использованием следующих методик: 1. Экспериментальная ...

Психолого-педагогическая профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма. Принципы и модели педагогической профилактики
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправление» последствий наркотизации - медики разрабатывают все новые и новые методы лечен ...

Система коммуникативных свойств в структуре личности
Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура ...