Приложения
Страница 1

Приложение № 1

Тест "Дом - Дерево - Человек"

Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Баком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Этот тест целесообразнее применять в начале психологической консультации, потому что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребёнка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагаются бумага, карандаши и ластик. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано "ДОМ", на второй и третьей сверху каждого листа - соответственно "ДЕРЕВО" и "ЧЕЛОВЕК", на четвёртой - имя и фамилия ребёнка.

Инструкция: "Нарисуй как можно лучше дом, дерево и человека".

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек" [12]

Характеристика отдельных личностных качеств.

Враждебность, агрессивность.

глаза - пустые глазницы;

оскал, видны зубы;

обратный профиль человека;

агрессивная позиция нарисованного человека;

зачёркнутая фигура или деформированная;

на руках длинные, острые пальцы;

непропорционально длинные раскинутые в стороны руки;

клыки, рога, шипы, пририсованные человеку.

При наличии этих деталей в рисунке ребёнка можно предположить, что враждебность к людям (или определённому человеку, которого он изображает), агрессивность являются чертами его характера, либо это свидетельство соответствующего отношения (агрессивности, враждебности) к тому человеку, которого он рисует.

при анализе рисунков в тесте "Дом - дерево":

отсутствие окон;

дверь - замочная скважина;

очень большое дерево;

дерево с краю листа;

обратный профиль дерева;

ветки двух измерений, как пальцы.

Лентяй:

рисунок небрежный, грязный, неряшливый;

отсутствие деталей лица либо слабая их прорисовка;

отсутствие рук, ног или слабая прорисовка, незаконченность.

Конфликтность:

ограничение пространства рисунка линиями;

перспектива снизу (взгляд червя);

перерисовывание, стирание объектов;

отказ рисовать какой-то объект (можно предположить, что с данным человеком у ребёнка конфликт);

противоречивость рисунка и высказывания;

подчёркнутая талия всех фигур (даже у дерева "тонкая талия");

барьеры между фигурами;

отсутствие основных частей тела у некоторых фигур членов семьи, небрежность их изображения, мрачные тона одежды (если это в тесте "Кинетический рисунок семьи");

рисование одного дерева как два дерева;

явное несоответствие качества одного из рисунков;

отсутствие трубы на доме.

Депрессивность, угнетённое состояние:

помещение рисунка в самый низ листа;

линия основания, ведущая вниз;

линия, слабеющая в конце рисования;

сильная усталость после рисования;

очень маленькие рисунки, фигурки;

цветное оскудение с преобладанием тёмных или серых тонов;

помещение рисунка в угол листа маленького размера;

вид дерева или дома сверху;

рисунки очень маленького размера.

Чувство неполноценности:

рисунок очень маленький;

в рисунке человека отсутствие рук, ног (или это проявление лени, нежелание выполнять ваши просьбы - выяснить в беседе);

руки за спиной (или лень рисовать - проверить);

непропорционально маленькие руки;

непропорционально узкие плечи;

линии слабые, прерывистые;

непропорционально большая система веток;

непропорционально крупные двумерные листья;

дерево, умершее от гниения.

Неуверенность в себе, недоверие к себе:

очень слабая линия рисунка;

оговорки до и во время рисования, просьбы в помощи;

прикрывание рисунка рукой;

маленький рисунок в углу листа или с краю маленького размера невыразительными линиями;

дом с краю листа;

слабая линия ствола;

одномерное дерево;

очень маленькая дверь в доме.

Тревожность:

зацикливание на рисовании отдельных деталей;

ограничение пространства;

длительная штриховка;

линии с сильным нажимом (иногда прорывает бумагу);

много стираний;

интенсивно зачёркнутые волосы;

преобладание вещей на рисунке семьи;

двойные или прерывистые линии;

облака;

мёртвое дерево, больной человек;

подчёркнутая линия основания;

толстая линия фундамента дома.

Незащищённость:

рисунок в самом центре листа, маленький;

мелкий рисунок в верхнем углу листа;

много второстепенных деталей;

непропорционально длинные руки, опущенные вниз;

широко расставленные ноги;

дом, дерево - с самого края листа;

рисунок внизу листа;

дерево на горе;

очень подчёркнутые корни.

Трудность общения:

в рисунке человека слишком выделенное лицо или лицо рисует последним;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. Используемая методика и ее описание
Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку. Исследование проводилось в мае 2007 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 челове ...

Пути формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно [16]. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление челове ...