Приложения
Страница 3

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: если несущая опора фигуры основательная, прочно установленная это говорит об основательности, как черте характера, обдуманности, рациональности принятия решения, опора на существенные положения и значимую информацию; отсутствие или почти отсутствие ног, лап и т.д. - можно предполагать наличие легкомыслия, поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда свидетельствует об импульсивности принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног); обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: - соединены точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это говорит о характере контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями (когда соединены точно - наличие самоконтроля, ответственности за свои слова и наоборот их отсутствие или недостаточность развития этих качеств - при несоединении, небрежном соединении); однотипность и однонаправленность (все конечности смотрят в одну сторону), а также повторяемость форм ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность; разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность мышления (небанальность); необычные формы конечностей или основания - может свидетельствовать либо о творческом начале, либо об инакомыслие (даже о патологии, если встречается вычурность, нелепость этой части фигуры).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. - могут быть функциональными или украшающими:

крылья, дополнительные ноги, щупальца - широта охвата разнообразных областей знаний (обычно у эрудированных детей), уверенность в себе - это может проявляться либо "самораспространение", демонстрация себя, своей эрудиции, часто сочетающейся с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий; детали панциря, перья, бантики вроде завитушек, кудрей, цветково функциональные детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или её несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты - выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам:

хвост повернут вправо - выражает отношение озабоченности по поводу своих действий и поведения; хвост повернут влево - выражает положительное или отрицательное отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности; хвост поднят вверх - уверен в своих действиях и отношениях, положительно относится к своим действиям и поступкам, бодр; хвост, нарисованный падающим вниз - недовольство собой, подавленность, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние; хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные и иногда разветвленные - особенно ответственно относятся к своим действиям и поступкам, переживают о впечатлении, которое производят они на других, об их эффективности, озабочены своими мыслями, решениями.

Контуры фигуры - судят о наличии тех или иных личностных качеств по наличию или отсутствию каких-то частей контура: наличие или отсутствие выступов - типа шипов, панцирей, игл, прорисовки или затемнения линий контура - свидетельствует о том, как проявляется защита от окружающих: выполнена в острых углах - агрессивная защита; затемнены, "запачканы" контурные части - страх и тревога; поставлены щиты, "заслоны"- опасение и подозрительность к окружающим, желание от них защититься.

Направленность такой защиты определяется по пространственному расположению контура: верхний контур фигуры - защита от вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничить, принудить к действию или деятельности, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита от нижестоящих (младших сверстников или братьев и сестёр), против насмешек, непризнания, отсутствия у них авторитета, боязнь их осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного: справа - больше в процессе реальной деятельности; слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Количество изображенных деталей даёт представление об энергии испытуемого: чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых) в изображении животного, тем выше энергия человека.

Если рисует только необходимые детали, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном в самом общем виде (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.), без штриховки и дополнительных деталей - свидетельствует об экономии энергии, застенчивости, а также можно говорить о наличии астеничности организма, соматических хронических заболеваниях (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Если линии жирные, с нажимом - это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

Рефлексивность как характеристика общих способностей
Анализ проблемы рефлексии, проведенный в предыдущей главе, свидетельствует об очень большом разнообразии подходов к ее раз­работке, о принципиальной множественности способов ее изучения. Причем сами подходы, способы и стратегии изучения р ...

Истоки научной психологии
Хотя на протяжении последующих веков философы и ученые продолжали интересоваться функционированием как разума, так и тела, принято считать, что начало научной психологии было положено в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую псих ...

_Ф_
ФАКТ (англ. fact). 1. В обыденном смысле син. понятия «истина», т. е. знание, достоверность которого несомненна. 2. В более узком смысле — результат наблюдения (в т. ч. измерения) и эксперимента, не допускающий нескольких истолкований. ...