Приложения
Страница 10

Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10 - 15 баллов до 20.

Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или среди сверстников. Но может также проявляться как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей).

Дети с особо низкими баллами - "чрезвычайно спокойные" (особенно когда это сочетается с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Работа с такими детьми требует особого такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, прячутся в "свою скорлупу" и никого не хотят допускать в свой внутренний мир ("Пусть мне будет плохо, но пусть будет так"), или это "великий страх" перед взрослым вообще, порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние или дошкольные годы.

Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности детей, только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт полных показателей и вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться или просто контактировать с психологом) до самых сложных защитных механизмов.

Следует к этой шкале применить данные беседы с воспитателем группы, в которой воспитывается ребёнок, и родителями. Можно также применить методику неоконченных предложений.

Методика: "Неоконченные предложения".

Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойствах ребенка.

Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.

Инструкция для ребенка: "Мы с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову".

Эксперимент идет в быстром темпе.

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то…

4. Я игра чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Сделал бы все, чтобы забыть…

10. Не люблю, когда меня…

11. Плачу, когда…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю "ужасы" в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

26. Когда я выхожу играть во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие ребята…

Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

Порядковый номер предложения

1.Отношение к отцу 13 21

2. Отношение к матери 8 24

3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29

4.Отношение к сверстникам 2 22 26 30

5. Отношение к детскому саду 1 16 9 23

6. Страхи и опасности 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28

Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.

Экспресс-социометрия.

Данная методика позволит в самых общих чертах и быстро определить характер отношений ребенка со сверстниками и является либо дополнительной к предыдущим методикам, либо может проводиться самостоятельно.

Инструкция: "Послушай, я тебе сейчас расскажу историю. Представь себе, что к тебе пришел волшебник и сказал: "Пойдем со мной в волшебный замок. У меня там есть комната чудес". Пойдешь с волшебником в его замок в комнату чудес? Волшебник говорит: "В этой комнате у меня много всяких игрушек, со всего света. Но у меня одно условие, ты должен играть не один, а с кем-нибудь из друзей. Кого бы ты взял с собой? Все? Или еще кого-нибудь?".

Играйте долго, долго, во что хотите, но при одном условии, говорит волшебник, все игры ты должен придумать сам. Во что ты предложишь ребятам поиграть?

Играли, играли - надоело играть в эту игру, что ты предложил. Ребята говорят: "Не хотим больше в это играть". Как ты поступишь? Что ты будешь делать?

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Это интересно:

Развитие внимания в младшем школьном возрасте
Взаимосвязь внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте. Период интенсивных качественных структурно-функциональных преобразований характеризуется высокой пластичностью и повышенной чувствительностью к внешним возде ...

Выводы
Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В совместной деятельности человек взаимодействует с другими людьми, устанавливает с ними разнообразные контакты, ...

Парадигмы психологии труда
Все психологические научные дисциплины, имеющие единые генеалогические корни, все составляющие психологию труда в широком смысле, все дисциплины, выступающие как ее компоненты, испытывают на себе сходные воздействия социума и отвечают на ...