С участниками проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. Тестирование проводилось в индивидуальном и групповом режиме.
Вначале был проведен первичный констатирующий эксперимент. Полученные в результате исследования данные представлены в таблице 1 (Приложение 1).
С целью выявления влияния аутогенной тренировки на психическую стабилизацию, данной группе было предложено пройти курс занятий по аутотренингу с последующим контрольным исследованием. Полученные после проведения курса аутотренинга и контрольного исследования данные сгруппированы в таблице 2 (Приложение 2).
Анализ результатов, представленных в Таблице 1 (Приложение 1) показал распределение уровня личностной тревожности и психических состояний испытуемых следующим образом:
высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек -30% (2;5;14;15;16;23;27;29);
средний уровень -12 человек 40% (4;18;19;21;22;24;25;30);
низкий уровень – 9 человек -30% (1;3;6;7;12;13;20;26;28).
высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку -5 человек 16,6% (2;8;14;15;23);
средний уровень – 11 чел. 36,6% (9;4;5;7;9;10;16;17;18;24;29);
низкий уровень -14 чел. 46,6% (3;7;11;12;13;19;20;21;22;25;26;27;28;30)
высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку 2 чел - 6,6 % (5;23);
средний уровень -11 чел. 36,6 % (2;7;8;9;10;14;15;16;18;29;30);
низкий уровень -17 человек 56,6% (3;4;6;11;12;13;17;19;20;21;22;24;25;26;27;28);
высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку 4 чел. -13,3% (8;10;14;16);
средний уровень -10 человек -33,3% (2;4;7;13;15;17;18;23;29;30);
низкий уровень -16 чел. 53,3% (1;3;5;6;9;11;12;19;20;21;22;24;25;26;27;28).
Испытуемые, показавшие высокий уровень личностной тревожности по Ч. Спилбергеру, так же показали высокий уровень тревожности по Г. Айзенку. При этом выявлено, что у лиц с высокой тревожностью высокими являются показатели по шкалам агрессивности и фрустрации. Анализ результатов, представленных в Таблице 3.2 показал, распределение уровня личностной тревожности и психических состояний испытуемых следующим образом:
высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 3 человека – 10% (2;23;29);
средний уровень: 16 чел. – 53,5% (4;5;8;9;10;14;15;16;17;18;21;22;24;25;27;30);
низкий уровень: 11 чел. – 36,6% (1;3;6;7;11;12;13;19;20;26;28);
высокий уровень личностной тревожности (по Г. Айзенку) – 0 чел;
средний уровень: 14 чел. – 46,6 % (1;2;4;5;7;8;9;10;14;15;16;23;24;29);
низкий уровень:16 чел. – 53,3 % (3 уровень фрустрации (по Г. Айзенку) показало:1 чел. – 3,3% (5);
(3;6;11;13;17;18;19;20;21;22;25;26;27;28;30);
высокий уровень фрустрации (по Г. Айзенку) показало:1 чел. – 3,3% (5);
средний уровень: 12 чел. – 40 % (2;8;9;10;13;14;15;16;18;23;29;30);
низкий уровень:17 чел. – 56 % (1;3;4;7;12;17;19;20;21;22;24;25;26;27;28);
высокий уровень агрессивности (по Г. Айзенку) показало 3 чел 10% (4;8;10);
средний уровень – 7 чел. – 23,3% (7;14;15;16:18;23;29);
низкий уровень – 20 чел. -66,6% (1;2;3;5;6;9;11;12;13;17;19;20;21;22;24;25;26;27;28;30).
Сравним результаты первого и второго тестирования. (см. табл.3.2.1)
Таблица 3.2.1
Динамика результатов уровня психических состояний по шкале личностной тревожности Спилбергера и шкалы тревожности Айзенка
Шкала тревожности по Спилбергеру |
Шкала тревожности по Айзенку | |||||
выс |
сред. |
низ |
выс. |
ср. |
низ. | |
Абсолютное количество, чел |
12 |
16 |
9 |
7 |
14 |
16 |
4 |
24 |
12 |
0 |
19 |
18 | |
Относительное количество, % |
10,8 |
64,8 |
32,4 |
18,9 |
37,8 |
43,2 |
10 |
53,3 |
36,6 |
0 |
51,3 |
48,6 |
Это интересно:
Эмпирическое исследование по проблеме развития представлений об эмоциях у
детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством
игровой терапии. Выявление уровня развития п
Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой п ...
Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному
обучению
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательн ...
Экспериментальное исследование психологических
особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические
особенности поведения детей с вегетососу
Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом являет ...