ГАБИТУС (от лат. habitus — внешность, наружность).
1. В популярном смысле Г. — внешний вид человека, включая и костюм. См. Восприятие человека человеком.
2. В физической антропологии Г. — совокупность морфологических свойств человека, т. е. наблюдаемые и измеряемые характеристики внешнего облика (внешние данные).
3. В медицине Г. — совокупность внешних признаков, имеющих диагностическое значение.
4. Согласно фр. социологу Пьеру Бурдье, ментальный Г. — это «система устойчивых, поддающихся переносу диспозиций, которая, интегрируя прошлый опыт, функционирует в каждый момент как матрица восприятий, пониманий и действий и делает возможным достижение бесконечно разнообразных целей» (Bourdieu, 1977). Формируясь в процессе деятельности, Г. образует глубинный (имплицитный) набор представлений о мире и принципов порождения и структурирования деятельности-практики, в силу чего он характеризуется как «история, ставшая природой». Это понятие близко к тому, что называется «аттитюд», «менталитет», «социальный стереотип» и т. д. (Б. М.)
ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.
ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1902-1988) — сов. психолог, в 1930-х гг. был членом Харьковской школы психологов, автор оригинальной теории поэтапного формирования умственных действий (см. также Умственные действия), а также конкретного решения проблемы предмета психологии в диалектико-материалистическом духе: психология есть наука об ориентировочной деятельности субъекта. Теория Г. нашла широкое применение в практике педагогической психологии, психологии обучения взрослых, коррекции педагогически запущенных детей, психодиагностике интеллектуального развития и др. Во время войны Г. занимался проблемами восстановления движений у раненых с использованием идей деятельностного подхода. Ряд работ Г. посвящен проблемам установки, внимания, инстинктов, истории психологии и др. (Е. Е. Соколова.)
ГАНГЛИЙ (от греч. ganglion — узел) — анатомически обособленное скопление нервных клеток (нервный Г.) за пределами ц. н. с. У позвоночных животных Г. расположены вдоль спинного мозга и в стенках внутренних органов. У беспозвоночных Г. выполняют функцию ц. н. с.
В качестве исключения из указанного значения следует указать на термин «базальные Г.», который относится к подкорковым структурам конечного мозга: 1) миндалевидное тело, corpus amygdaloideum (см. Амигдала, миндалина), 2) полосатое тело, corpus striatum (стриатум), в котором, в свою очередь, различают хвостатое ядро, nucleus caudatus (неостриатум), и чечевицеобразное ядро, nucleus lentiformis, 3) ограда, claustrum. (Б. М.)
ГАПТИКА (от греч. hapto — касаюсь, хватаю).
1. Син. осязание, гаптическое восприятие. Г. осуществляется с помощью полисенсорной системы, включающей все виды кожной рецепции и проприоцепцию. Ср. Соместезия.
2. Раздел сенсорной психофизиологии, изучающий гаптическое восприятие.
ГАРМОНИКИ — см. Спектр звуковой.
ГАРТЛИ ДЕЙВИД (Hartley, 1705-1757) — англ. врач и психолог, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии. Распространил принцип ассоциации на объяснение всех без исключения психических процессов, рассматривая последние как тень мозговых процессов (вибраций), т. е. решая психофизическую проблему в духе параллелизма. В соответствии со своей естественнонаучной установкой Г. построил модель сознания по аналогии с физическими моделями И. Ньютона на основе принципа элементаризма: простейшие элементы сознания (ощущения — сенсации, представления — идеации, чувственный тон ощущений — аффектации) связаны между собой складывающимися в опыте механическими связями — одновременными и последовательными ассоциациями. (Е. Е. Соколова.)
ГЕЛЛЕРШТЕЙН СОЛОМОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1896-1967) — сов. психолог и психотехник, внес весомый вклад в психологически ориентированные науки о труде: психологию труда, психотехнику, авиационную психологию, восстановительную трудотерапию, инженерную психологию и эргономику, а также в подготовку кадров по этим дисциплинам. Вместе со своим учителем и коллегой И. Н. Шпильрейном в 1920-30-е гг. организовали, идейно и научно возглавили поразительное по размаху и разнообразию содержания психотехническое движение в СССР. Г. понимал и развивал психотехнику как осуществление практических, технических целей психологическими средствами. Исследования Г. посвящены след. проблемам: 1) законы изменчивости профессионально важных качеств и факторы, влияющие на эту изменчивость; 2) закономерности овладения профессиональным мастерством; 3) принципы и методы распознавания индивидуальных различий между людьми в связи с трудовой деятельностью; 4) устойчивость профессионально важных качеств в критических обстоятельствах; 5) работоспособность и ее колебания под влиянием утомления; 6) психологическое изучение профессий в связи с задачами профотбора, профобучения, рационализации труда, борьбы с утомлением и аварийностью. К счастью, во время разгрома психотехнического движения Г. не был репрессирован, ему удавалось проводить психотехнические исследования под др. названиями. Во время войны (1941-1945) и после нее Г. многое сделал для возобновления в стране исследований в сфере психологии труда и др. наук о труде. (В. М. Мунипов.)
Это интересно:
Эмоциональное неблагополучие детей
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, ин ...
Виды способностей
Платонов утверждал, что способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями – в том, что характер проявляется во всех вида ...
Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем
эмоционального выгорания. Организация исследования
Настоящее исследование проходило в 2009 году, в ноябре месяце на территории ЕМО г. Норильска Красноярского края. В данном исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных учреждений города Норильска.
На начальном этапе в иссле ...