_Г_
Страница 6

Невротическая личность в данном подходе — это человек, не способный жить в настоящем, поскольку он несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В результате, ему не хватает энергии для того, чтобы полностью осознавать и действовать в настоящем. Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту сосредоточиться на том, что он переживает «здесь и теперь», путем «замыкания» незавершенных гештальтов. Г.-т. также м. б. соотнесена с феноменологией, т. к. предполагается, что описание происходящего «здесь и теперь» важнее объяснения его причин. На основании описанных положений, по мнению гештальт-терапевтов, развитие человека вплотную связано с расширением зон самоосознавания (self-awareness). Развивая самоосознавание, человек становится более самодостаточным, он может опереться на себя и более полно взаимодействовать с миром. Основными препятствиями на пути к самоосознаванию Перлз называет 4 типа невротических механизмов (4 типа нарушения контактной границы): интроекция, проекция, слияние (конфлюэнция) и ретрофлексия. Позже к этому списку были добавлены механизмы дефлексии и изоляции. (А. А. Корнеев.)

ГИНЕКОФИЛИЯ — см. Гомосексуализм.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ (англ. hyperactive child syndrome; attention-deficit hyperactivity disorder). Син. синдром дефицита внимания с гиперактивностью (С. д. в. г.), гипердинамический синдром. Г. д. проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью. Г. Вейс (Weiss, 1991) считает наиболее характерными след. нарушения при Г. д.: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые проявления Г. д. наблюдаются в возрасте до 7 лет. Распространенность ее среди школьников составляет 3-5%, причем среди мальчиков она встречается в 4-9 раз чаще, чем среди девочек.

Современная концепция Г. д. была сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Последний термин стал широко применяться в 1960-х гг. по отношению к детям без выраженных интеллектуальных нарушений, но с различными легкими расстройствами поведения и обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций ц. н. с., чаще резидуально-органической природы. Позднее стало очевидным, что эти дисфункции нельзя рассматривать в качестве единой диагностической формы в связи с широким многообразием их проявлений и причинных факторов. Поэтому в 1980-е гг. как одну из самостоятельных форм выделили Г. д. Большое влияние на развитие представлений о Г. д. оказали работы В. Дугласа (Douglas), в которых было показано, что основной дефект у этих больных связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Причины Г. д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г. д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейромедиаторных систем мозга.

В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г. д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астено-невротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Г. д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка. См. Внимания нарушения. (Н. Н. Заваденко.)

ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ — см. Комплексы неполноценности и превосходства, Работоспособность человека.

ГИПЕРМНЕЗИЯ (англ. hypermnesia) — усиление памяти. Г., как правило, носит врожденный характер и заключается в способности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается. См. Память феноменальная.

ГИПЕРПАТИЯ (от греч. hyper — над, сверх + pathos — страдание) — болезненное повышение протопатической чувствительности, когда обычные безвредные раздражители вызывают боль и др. неприятные ощущения (зуд, тяжесть и т. п.). Частный случай Г. — гипералгезия — появление болевых ощущений в ответ на нормальные раздражения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Это интересно:

Каузальная атрибуция.
Каузальная атрибуция (англ. attribute - приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и про ...

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом з ...

Экспериментальное изучение выбора стиля поведения в конфликтных ситуациях среди медицинских работников. Задачи и методики исследования
В данной работе нами поставлена цель- выявить к какому стилю поведения склонны медицинские работники в конфликтных ситуациях. Будем исходить из предположения о том, что выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях связан с индивидуально- ...