Для определения, влияет ли уровень эмпатии супругов на конфликтность в семье на разных возрастных этапах, нами было проведено исследование, которое проводилось с октября 2007г. по март 2008г. Среди супружеских пар, проживающих в городе Южно-Сахалинске. При проведении диагностики с представленными супружескими парами мы использовали следующие методики:
• «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» - автор В.В. Бойко. Результаты обследования по данной методике позволяют выявить уровень эмпатии супругов. (описание см. Приложение 1).
• «Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» - авторы Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровина. Полученные данные по методике дают возможность определить общий уровень конфликтности в паре. (описание см. Приложение 2)
Эмпирическое исследование проводилось на территории местожительства испытуемых, для создания доверительной атмосферы. После совместной беседы с супругами, были зачитаны инструкции к тестам, в которых надо было ответить на ряд вопросов и выбрать необходимый вариант ответа. Затем респонденты расположились в разных комнатах во избежание обмена впечатлениями. Ограничения во времени не было, анонимность гарантировалась.
В эксперименте приняло участие 60 человек (30 мужчин и 30 женщин), 15 семейных пар в возрасте от 21 года до 35 лет (период молодости) и 15 семейных пар в возрасте от 35 до 60 лет (период зрелости). Длительность совместной жизни каждой из пар периода молодости от 1 года до 6 лет, в супружеских парах периода зрелости длительность совместной жизни каждой из пар от 10 до 29 лет.
Из 15 семейных пар, находящихся в периоде, молодости 6 пар имеют наибольшую продолжительность семейной жизни (от 3 до 6 лет). В семьях, находящихся в периоде зрелости, наибольшую продолжительность семейной жизни имеют 7 пар (от 21 года до 29 лет)
В 7 супружеских парах периода молодости есть дети (возраст от 1 года до 7 лет), только в одной из пар данного возрастного периода двое детей. В семьях супругов зрелого возраста дети есть во всех 15 парах (возраст от 4 до 24 лет), в 10 парах по двое детей. Практически все супруги зрелого возраста имеют постоянное место работы: только в 3 парах жёны являются домохозяйками; в семьях супругов молодого возраста в статусе домохозяек находятся жёны из 3 семейных пар, в статусе студентов - жёны в 4 парах и супруг в 1 паре.
Данная информация о супругах представлена в таблицах 1,2.
Таблица 1
Характеристика испытуемых
Семейные пары периода молодости
№ пары |
Имя |
Возраст |
Стаж семейной жизни |
Профессия |
Дети |
1 |
Мария Иван |
21 22 |
2 г. 3 мес. |
Студентка Охранник |
Нет |
2 |
Елена Игорь |
23 32 |
3 г. 1 мес. |
Аспирантка Менеджер |
Нет |
3 |
Ольга Александр |
21 21 |
1 год 4 мес. |
Студентка Водитель |
Нет |
4 |
Наталья Андрей |
25 27 |
4 г. 5 мес. |
Преподаватель Строитель |
Дочь 3года 2мес. |
5 |
Анна Сергей |
26 29 |
5 лет |
Психолог Частный предпринимат. |
Нет |
6 |
Екатерина Алексей |
22 21 |
9 мес. |
Студентка Студент |
Нет |
7 |
Алла Алексей |
22 33 |
2 г. 1 мес. |
Бухгалтер Частный предпринимат. |
Нет |
8 |
Марина Николай |
31 35 |
6 лет 5 мес. |
Проводник Рев. механик |
Дочь 7лет, Сын1 год 3мес. |
9 |
Оксана Алексей |
27 28 |
4 г. 6 мес. |
Повар-кондитер Инженер |
Сын 1 г. 5мес. |
10 |
Роза Дмитрий |
26 28 |
3г. 1 мес. |
Домохозяйка Ст. помощник капитана |
Дочь3 г. |
11 |
Виктория Денис |
22 29 |
2 г. 7 мес. |
Домохозяйка Офицер |
Сын 1 г. 5 мес. |
12 |
Мария Валерий |
23 25 |
3 г. 2 мес. |
Администратор Охранник |
Нет |
13 |
Ольга Владислав |
22 25 |
3 года |
Менеджер Частный Предпринимат. |
Сын 2 г. 3 мес. |
14 |
Екатерина Максим |
23 30 |
2 г. 5 мес. |
Преподаватель Лётчик |
Нет |
15 |
Мария Валерий |
26 27 |
3 г. 4 мес. |
Домохозяйка Юрист |
Дочь 2 г. |
Это интересно:
_У_
УБЕЖДЕНИЯ (англ. persuasion) — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности. Наличие У. связано с признанием и непосредст ...
Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у
педагогов с разной степенью эмоционального выгорания
Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг – поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального ...
Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов.
Наблюдение проводилось на по следующей схеме.
Ученик Даниил К.
Ход урока
Что делали учащ ...