Методы П. т. — метод эксперимента (естественный и лабораторный эксперименты), наблюдение, интервью, анкетные опросы, тренажеры, трудовой метод изучения профессий и др.
П. т. органически связана с др. отраслями психологии, основывается на общих с ними принципах. П. т. координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, техническими дисциплинами.
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ — см. Экологическая психология.
ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ — см. Этнопсихология.
ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ (англ. juridical psychology) — наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Наиболее развитые отрасли П. ю.: криминальная, судебная и исправительная. См. Психология исправительная, Психология криминальная, Психология правовая, Психология судебная.
ПСИХОМЕТРИКА (англ. psychometrics) — область психологии, которая изучает теоретические и методологические проблемы измерений во всех др. областях психологии (см. Измерения в психологии); разрабатывает математические модели для методов психологического измерения (напр., модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт, факторный анализ); определяет формальные требования для экспериментальной проверки психометрических свойств (валидности, надежности и др.) разнообразных методов психологического, в т. ч. психодиагностического, измерения. Термин «П.» появился в 1-й пол. XVII в. в трудах нем. философа Х. Вольфа. Син. психометрия. См. Психодиагностика. (Б. М.)
ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ КРИВАЯ (англ. psychometric curve) — кривая зависимости вероятности обнаружения (или различения) раздражителя от величины этого раздражителя. При определении абсолютного порога на оси ординат откладывается относительная частота положительных ответов, на оси абсцисс — интенсивность раздражителя в физических единицах. При определении дифференциального порога на оси ординат также откладывается относительная частота положительных ответов, на оси абсцисс чаще всего — абсолютное значение разности между постоянным и переменным стимулами в физических единицах (см. Постоянный раздражитель). П. к. обычно получают в психофизическом эксперименте с помощью метода постоянных раздражителей. Син. Психометрическая функция. Не путать с психофизическим законом (см., напр., Закон Стивенса, Закон Фехнера). (К. В. Бардин.)
ПСИХОМИМЕТИКИ — см. Психотропные средства.
ПСИХОМОТОРИКА — см. Озерецкого метрическая шкала.
ПСИХОПАТИЯ (от греч. psyche — душа + pathos — страдание, болезнь) — аномалия характера человека, обычно обусловленная врожденной неполноценностью н. с. Основные нарушения при П. касаются эмоционально-волевой сферы. Для психопатов прежде всего характерны неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к возникновению депрессивных и навязчивых состояний и т. п. П. может возникать у лиц, перенесших в молодом возрасте энцефалит, травму головы, а также в результате неправильного воспитания.
Обычно выделяют след. виды П.: 1) астенический — характеризуется повышенной раздражительностью в сочетании с быстрой истощаемостью; 2) возбудимый — характеризуется неадекватностью эмоциональных реакций на внешние раздражители, склонностью к бурным вспышкам гнева, агрессии; 3) истерический — этому виду П. свойственны повышенная эмоциональная подвижность, впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм; 4) паранойяльный — характеризуется повышенной подозрительностью, недоверчивостью, высокой самооценкой, склонностью к сверхценным идеям. Ср. Акцентуация характера.
Это интересно:
Организация коррекционной работы для тревожных детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Основные принципы психокоррекционной
работы
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны такими ученными: Б.Г. Ананьевым, А.И. Божович, Л.С. Выгоцким, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.
Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая ...
Создание константных условий
Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследователю приходится делать их неизменными. При этом влияние внешней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой пере ...
Классификация активных методов обучения
Большой клад в разработку классификации активных методов обучения внесли: Ю.С.Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порховник, В ...


