_П_
Страница 99

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА (англ. psychology of sport) — область психологии, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. П. с. разрабатывает след. проблемы.

1. Общие вопросы спортивной деятельности: идейная направленность, цели и мотивы занятий спортом, возникновение и развитие интересов к спорту, общие и специфические условия формирования навыков и умений в тех или иных видах спортивной деятельности.

2. Проблемы повышения эффективности тренировки спортсмена, понимаемой как процесс его обучения и воспитания, направленный на овладение техникой и тактикой при проведении соревнований, получение общей и специальной физической, моральной, волевой и теоретической подготовки. Психолога здесь интересуют закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, психологические условия достижения спортсменом высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений и др., пути и способы развития специализированных восприятий (чувства времени, дистанции, мяча, воды и др.), формирование представлений спортсмена о движениях и их влияние на успешность процесса тренировки, особенности процесса наблюдения и развитие наблюдательности, вопросы развития тактического мышления и воображения в спорте. Особенно внимательно изучаются психологические основы волевой подготовки спортсменов, вопросы их психологической подготовки к участию в соревнованиях вообще.

3. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях: психическое состояние спортсмена перед нач. соревнований, особенности проявления эмоций в ходе проведения соревнований и после них, специфические состояния «мертвой точки» и «второго дыхания», влияние спортивных напряжений на психику соревнующихся, психологические аспекты непосредственной подготовки к исполнению отдельных спортивных движений (прыжков в легкой атлетике, упражнений со штангой в тяжелой атлетике и т. п.), психические состояния спортсменов в связи с победой или неудачей в соревнованиях.

4. Проблемы произвольной (психической) регуляции спортивной деятельности и психических состояний, психология спортивных коллективов, отношений тренера и спортсменов.

5. Проблема личности спортсмена. Эта проблема общая, синтетическая для П. с.

П. с. тесно связана с практикой физического воспитания и спорта. Исследования осуществляются в естественных условиях спортивной деятельности и сочетаются с проведением экспериментов в лабораторных условиях.

ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ (англ. court psychology) — отрасль юридической психологии, изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений. П. с. выясняет, какие специальные способности и др. свойства личности необходимы для успешной профессиональной деятельности судебно-следственных работников, разрабатывает приемы целенаправленного формирования и совершенствования профессиональных качеств, а также способы предотвращения профессиональной деформации личности.

П. с. разрабатывает научно обоснованные методы и психологические приемы взаимодействия юристов с участвующими в уголовном деле лицами изучает психологические основы тактики следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания), определяет цели, средства и пределы психологического изучения личности, отвечающие задачам установления истины.

Страницы: 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104


Это интересно:

Амнезия детства
Большинство взрослых, даже будучи в солидном возрасте, могут вспомнить события своих ранних лет, но только до определенного момента. Фактически никто не может точно вспомнить многие события, происшедшие до трехлетнего возраста. Возьмем, н ...

Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу
Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом являет ...

Организация контрольного этапа
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года. Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии. На контрольном этапе эксперимента были пр ...