_П_
Страница 97

Принципы П. о. положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и уч-ся. Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью уч-ся преподавателем. Психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков школьников, способность применения знаний, уровень сформированности разных видов деятельности (учебной, трудовой), а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка. См. Обучение и развитие, Проблемное обучение, Программированное обучение, Психологическая педагогика, Развивающее обучение, Экспериментальное обучение.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ — см. Общая психология.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ — см. Объективная психология.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — см. Педагогическая психология.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — см. Политическая психология.

ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОВАЯ.

1. Син. понятия «юридическая психология».

2. Характеристика психологической стороны правосознания, т. е. той сферы общественного и индивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. П. п. в этом 2-м значении неразрывно связана с мировоззрением, с идейными убеждениями людей; она заключает в себе субъективное отношение людей к правопорядку и действующим нормам права. П. п. складывается в ходе формирования мировоззрения, а также в результате правового воспитания и обучения.

ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ — отрасль психологии, изучающая психику человека с полностью или частично нарушенным зрением. Син. тифлопсихология (от греч. typhlos — слепой). См. Зрения нарушения.

Проблема компенсации отсутствующего зрения является центральной для П. с. Поскольку компенсаторно развивающееся восприятие окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (прежде всего слуха и осязания) и формирующееся у слепых «чувство препятствия» не могут полностью возместить отсутствующее зрение, конкретные представления о предметах развиваются у слепых детей с трудом. Ориентировка в пространстве, способность к передвижению затруднены. Замедленность и трудность формирования сенсорного опыта проявляются в недостаточном развитии наглядно-образного мышления (см. Мышление наглядно-образное).

Особый вид восприятия, свойственный слепым, — «чувство препятствия» (названный «шестым чувством», «чувством расстояния» и т. п.) не развивается, если утрата зрения произошла в пожилом возрасте. Существует несколько гипотез о природе «чувства препятствия»: тактильная, температурная, слуховая, осязательно-слуховая (см. Вибрационная чувствительность). Современные исследования показывают, что «чувство препятствия» формируется в результате совместной деятельности сохранных анализаторов при ведущей роли слухового.

Воссозданию адекватных образов предметов и явлений, восприятие которых слепыми затруднено, способствуют процессы воображения. Если запас представлений о предмете у слепых достаточен, то их воображение может создавать адекватные образы. Память слепых значительно развивается, причем формирование логической памяти обычно опережает развитие образной. См. Психология специальная.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (англ. social psychology) — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Страницы: 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102


Это интересно:

Общая характеристика методов обучения
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика пре ...

Пути формирования имиджа
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно [16]. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление челове ...

Условия формирования направленности личности
Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития воз ...