_К_
Страница 3

КАПП ЭРНСТ (Kapp, 1808-1896) — нем. географ и философ, занимавшийся вопросами философии техники. Отмечал 2 отличительные способности человека, определившие развитие труда и техники: способность к самонаблюдению и способность к «проекции органов» (органопроекции), т. е. созданию и применению орудий, усиливающих функции органов человеческого тела. См. Флоренский П. А. (Б. М.)

КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ (англ. child caprices) — формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (см. Негативизм детский, Упрямство).

В раннем и дошкольном возрасте проявление К. д. сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением и др. аффективными симптомами. При этом К. д. могут носить характер случайных, эпизодических проявлений (случайные К. д.). Такие К. д. чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.

Нередко, однако, К. д. превращаются в привычную форму поведения, при помощи которой избалованный ребенок добивается осуществления своих желаний (инструментальные К. д.). Основная причина возникновения таких К. д. — неправильная организация взаимоотношений ребенка со взрослыми.

К. д. могут также возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на чрезмерные требования со стороны взрослых (см. Негативизм детский). Иногда в основе К. д. лежат острые и глубокие переживания (см. Аффективные дети), связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности (см. Фрустрация). Иногда К. д. возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму (напр., отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима или мачехи, младших братьев или сестер).

Основной путь предупреждения К. д. — правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, спокойная требовательность и одновременно внимание к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив. Важное значение в предупреждении К. д. имеют меры, направленные на укрепление н. с. ребенка: соблюдение режима сна, питания, устранение переизбытка впечатлений и т. д.

Для преодоления К. д. не следует прибегать к угрозам, насилию. Попытка «сломить силой» К. д., как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или углублению аффекта. Очень опасно, как показывают психологические исследования, наказывать ребенка лишением любви. Но вредны и упрашивания, постоянные уступки, которые способствуют закреплению К. д. В качестве приема преодоления К. д. может служить отвлечение ребенка от объекта недозволенных желаний и переключение его внимания на др. объект, спокойное игнорирование К. д. (если они не наносят ущерба здоровью ребенка и не вредят окружающим); в некоторых случаях полезен метод естественных последствий, когда взрослые позволяют ребенку испытать результаты своих действий, совершаемых в состоянии каприза.

КАРТЕЗИАНЦЫ (англ. cartesian) — ученики и последователи Декарта Р. (Картезия). Из известных К. отметим нем. философов А. Гейлинкса и Н. Мальбранша (см. Дуализм).

КАРЬЕРИЗМ — эгоистическое стремление к успеху в деятельности и должностному продвижению, что является одним из проявлений мотивации достижения (см. Достижения мотив.).

КАСПЕРА СИМПТОМ (англ. Casper symptom) — навязчивый страх покраснеть, смутиться под взглядом посторонних. Син. эритрофобия (erythrophobia). См. Неврозы, Фобии.

КАССИРЕР ЭРНСТ (Cassirer, 1874-1945) — нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства. Вначале занимался философскими проблемами математики и естествознания, в 1920-е гг. создает философскую концепцию культуры, являющуюся своего рода философской антропологией («Философия символических форм» в 3-х тт., 1923-1929). Эмигрировал из нацистской Германии в 1933 г., жил в Англии, Швеции, последние несколько лет в США, где написал книгу «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры» (1944), которая отражает содержание его лекций в Йельском ун-те и подводит итог всего творчества. «Философия символических форм» охватывает разные типы символических деятельностей и форм (г. о. язык, миф, религия, искусство, наука). Центральным понятием служит широкое понятие символа (ср. Психология искусства, Флоренский А. П.). В развитии символов К. выделяет 3 основные ступени (уровня): уровень непосредственного выражения (напр., выразительные движения), уровень репрезентации с помощью более или менее полного подобия и уровень условного обозначения посредством знаков. В семиотике Пирса—Морриса этим ступеням можно поставить в соответствие индексальные, иконические и символические знаки. (Б. М.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

Поведение воспитателей и помощь ребенку в преодолении страхов
Главное, что нужно сделать воспитателям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Н ...

Экспериментальная часть. Цель, гипотеза и задачи исследования
Наше исследование имело целью изучение влияния самооценки и уровня притязаний на образ будущего супруга. Гипотезы : Самооценка и уровень притязаний влияют на образ будущего супруга. Чем выше уровень притязаний и уровень самооценки, те ...

Задачи развития юношеского возраста
1.Становление Я-концепции Прежде всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себ ...