_К_
Страница 2

КАЗУС, КАЗУИСТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ (лат. casus — случай).

1. Необычный случай (сложный, запутанный или смешной). Ср. курьез.

2. Юридический термин, обозначающий случайное действие, имеющее признаки правонарушения, но без элемента вины; в др. значении — всякое сложное, запутанное дело.

3. Мед. термин, означающий случай редкого заболевания.

КАЙНОФОБИЯ (греч. kairos — новый + phobos — страх) — навязчивый страх (боязнь) по отношению к новым объектам, ситуациям, знакомствам. Ср.: ксенофобия.

КАЙФ (араб. kef — состояние опьянения от употребления гашиша; или безделье).

1. Состояние опьянения.

2. Состояние всякого рода удовольствия.

КАКОГЕВЗИЯ (от греч. kakos — дурной + geusis — вкус) — нарушение чувства вкуса, при котором больные с удовольствием употребляют такую пищу, которую здоровые люди едят с отвращением; наблюдается, напр. при истерии. Син. дисгевзия.

КАКОГРАФИЯ (от греч. kakos — дурной + grapho — пишу) — один из видов орфографических упражнений при обучении правописанию, в которых уч-ся предлагается исправлять ошибки в неправильно написанных словах (А. Г. Вишнепольский). Эта методика имеет также более благозвучное название — «корректура».

КАКОСМИЯ (от греч. kakos — дурной + osme — запах).

1. В широком смысле: всякий неприятный запах.

2. В более узком и специальном смысле: К. — нарушение чувства обоняния, при котором обычно приятные или нейтральные запахи иллюзорно ощущаются с неприятным аффективным тоном (напр., как гнильные). К. м. б. следствием наличия кариозных зубов, хронического тонзиллита, острых и хронических синуитов и заболеваний желудка. Син.: дизосмия, паросмия.

КАКОФОНИЯ (от греч. kakos — дурной + phone — звук) — сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные.

КАМЕРА-ОБСКУРА (от лат. camera obscura — темная комната) — ящик, в передней стенке которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке — полупрозрачный матовый экран; проходящие через отверстие лучи света от к.-л. предмета дают на против. стенке перевернутое изображение предмета. В средние века К.-о. рассматривалась как модель глаза.

КАМЛАНИЕ (от алтайского кам — шаман) — обрядовое действие шамана. В некоторых современных методах психотерапии для создания измененных состояний сознания применяются приемы из традиционного репертуара шаманов (см., напр., ребёфинг).

КАМУФЛЯЖ (фр. camouflage — маскировка).

1. Способность некоторых животных маскироваться посредством изменения окраски.

2. Военный термин, означающий способ маскировки предметов (напр., зданий и военной техники) путем их окраски, затрудняющей визуальное обнаружение и опознание. Дополним это краткое определение выразительным примером из лекций Л. С. Выготского: «Перед вами загадочная картинка. Надо найти тигра или льва, но вы не можете его увидеть, потому что части . составляющие тело тигра, являются в то же время частями др. изображений на картинке. Вот почему вам трудно его увидеть. Этот закон . успешно применялся в военной маскировке. Один из нем. ученых создал целую систему маскировки, основанную на том, что в военных целях важно не только окрасить то или др. орудие в цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в др. структуру. Это лучший из приемов маскировки». См. Маскировка изображений. (Б. М.)

КАНДАУЛЕЗИЗМ — см. Мазохизм.

КАНТ ИММАНУИЛ (Kant, 1724-1804) — великий нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на «докритический» (до 1770) и «критический» периоды. 1-й период характеризуется интересом к вопросам философии естествознания. Основные работы 2-го периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). Отметив неспособность прежней гносеологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришел к выводу, что знание представляет собой синтез чувственного опыта и априорных форм мышления, носителем которых является сам субъект. В этическом учении К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравственного самосознания. Высшая ступень морального совершенства человека — мудрость; она не заразительна, ее нельзя внушить, «каждый должен извлечь ее из самого себя». Согласно основному моральному закону («категорическому императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. Тем самым К. поставил вопрос о личности как высшей ценности. Психологи до сих пор охотно цитируют кантовские описания и оценки типов темперамента; используют его дихотомии темпераментов (темпераменты действия и чувства) и эмоций (астенические и стенические); ссылаются на кантовские описания национальных характеров. В целом можно признать, что в трудах К. содержится много ценных, не утративших для современной психологии наблюдений и обобщений. См. также Человекознание. (А. М. Каримский.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу
Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом являет ...

Структура имиджа руководителя
Основными составляющими имиджа руководителя, по мнению Марии Колосовой, консультанта по организационному развитию компании «5 Professional Management» (Москва), являются [16]: · внешность ü внешний вид (прическа, одежда, аксессуары ...

Группа эпилептоидов
Шоковая стадия. У больных этой группы реакция на получение информации часто бывает отставленной. Учитывая возможность взрывного аффекта, целесообразно присутствие рядом кого-то из близких или персонала. Давая информацию, нужно предлагать ...