_К_
Страница 7

КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ (от греч. kinesis — движение + aisthesis — ощущение) — ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий. К. о. возникают на основе нескольких источников сенсорной информации, из которых главные: проприоцепторы, кожные рецепторы, вестибулярная система, зрительная система (т. н. зрительная кинестезия), эфферентные копии (копии моторных команд, поступающие в сенсорные центры и информирующие о предстоящем движении). При параличе глазных мышц К. о. возникают благодаря эфферентным копиям. Следует заметить, что понятие эфферентных копий (разработанное фон Хольстом и Миттельштедтом) во многом совпадает с тем, что В. Вундт называл «иннервационными ощущениями». (См. Реафферентации принцип.)

Довольно часто К. о. связывают только с проприоцепцией, но это вызывает большую путаницу, поскольку одновременно они понимаются как ощущения движения и положения, которые, как сказано, имеют полимодальную (полисенсорную) основу.

Проприоцептивная и, еще шире, кинестетическая чувствительность легко вступает в связи с др. видами чувствительности — кожной, слуховой и зрительной. Эти связи образуются на разных уровнях мозга: на уровне ретикулярной системы ствола мозга, на уровне коры, в моторной зоне которой обнаружены полисенсорные нейроны, осуществляющие интеграцию различных видов чувствительности. Структура межсенсорных связей очень запутана и во многом еще не изучена. С одной стороны, они обеспечивают точную информацию о разнообразных движениях субъекта; с др. стороны — сами движения являются основой для точного восприятия в др. модальностях — осязание, зрение и др. См. Индуцированное движение. (Б. М.)

КИНЕСТЕЗИЯ (от от греч. kinesis — движение + aisthesis — ощущение) — чувство (восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей. Это чувство основывается на разнообразной информации, в получении которой задействованы совершенно разные рецепторы и сенсорные системы. Существуют 3 главных источника кинестетического чувства: проприоцептивная, зрительная и вестибулярная информация. В более узком значении К. отождествляется с проприоцепцией. См. Кинестезические ощущения. (Б. М.)

КИПУ (на языке кечуа слово quipu — узел) — примитивное узелковое письмо и/или мнемоническое средство у инков (XV-XVI вв.), представлявшее собой веревку или палку, к которой привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными на них узлами (в узлах могли крепиться предметы); информация передавалась посредством расположения, формы, цвета и количества узлов. Древние К. обнаруживаются в погребениях, что говорит об их ритуальном значении, но существует мнение о том, что они широко использовались в административно-хозяйственной деятельности. (Б. М.)

КЛАКА (фр. claque) — группа людей, нанятых для создания успеха (шумными аплодисментами, овациями) или провала (свистом, криком) артиста (артистов).

КЛАССИФИКАЦИИ ОЩУЩЕНИЙ — различные формы (способы) логической группировки ощущений («чувств», видов чувствительности). К. о. тесно связаны с классификациями рецепторов, органов чувств и сенсорных систем; часто классификация, скажем, рецепторов, берется за основу К. о., а К. о. м. б. использована для классификации органов чувств. Рассмотрим наиболее часто используемые в психологии К. о.

1. Классическая К. о. (строго говоря, просто перечень), идущая от Аристотеля, группирует ощущения по 5 видам внешних чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание). О «6-м чувстве» см. Психология слепых.

В 1826 г. Э. Вебер (см. Закон Вебера) предложил разделить осязание на чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство. Болевые ощущения и др., более диффузные («темные», по выражению И. Сеченова) переживания, вроде чувства движения (см. Кинестезические ощущения), чувства равновесия и ощущений внутренних органов (см. Ощущения органические), объединялись им под названием das Gemeingefuhl, или общих ощущений.

2. Г. фон Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности; фактически, эта классификация — продолжение классической К. о., поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств (ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные с ухом, — к слуховой модальности; и т. д.). В современном варианте этой К. о. используется дополнительное понятие субмодальности; напр., внутри такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений (с дальнейшим разделением на качества).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Это интересно:

У. Тоумен.
Теоретическая позиция У.Тоумена также предусматривает развитие личности и ее взаимоотношений с окружающими в контексте определенной сиблинговой позиции. Сиблинговая позиция предполагает определенные стратегии поведения индивида по отноше ...

Предисловие
Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается уст ...

Теоретические основы проблемы эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Эмоции (общий обзор)
Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потр ...