Организация психолого-педагогической профилактики
Страница 5

Вне зависимости от того, на решение каких конкретных задач направлено тренинговое занятие (развитие коммуникативных качеств, коррекция негативных установок у детей из семей наркозависимых, формирование устойчивости к наркогенному давлению и т.п.), его содержание должно отвечать определенным требованиям [54, c. 65-68]. При их несоблюдении тренинговое занятие как форма психолого-педагогического воздействия может утратить свою специфику и превратиться в обычный учебный процесс.

Педагог может пригласить для участия в занятиях детей из разных классов, подростков и их родителей, учителей школы и т.п. Однако не следует объединять вместе подростков, имеющих опыт одурманивания, и тех, у кого нет такого опыта, если тренинг непосредственно связан с формированием навыков избегания наркотизации. Делается это для того, чтобы у более опытных не возникал соблазн продемонстрировать свою осведомленность, поделиться знаниями.

Во время занятий обеспечиваются условия для равноправного и полноценного общения всех участников группы. Педагог, безусловно, ведет занятие, однако его руководство носит неявный характер, он не должен подавлять, диктовать условия, навязывать свою точку зрения остальным. Ведь иначе из тренера он превращается в скучного, нудного ментора, а тренинг становится обычной «воспитательной беседой».

Продолжительность занятий должна быть определена в самом начале работы.

Участие в тренинговых занятиях добровольное. Ни в коем случае нельзя принуждать подростка, даже если вы убеждены в том, что тренинг ему жизненно необходим.

Безусловным требованием проведения тренинговых занятий является полная уверенность участников в том, что их высказывания, поведение не станут предметом для обсуждения за пределами группы. Аудио- или видеозапись занятия проводится только с разрешения членов группы. Это условие особенно важно для работы с трудными подростками, из семей зависимых или имеющих свой опыт использования наркогенных веществ. Молодые люди изначально недоверчиво относятся к предложению взрослого о сотрудничестве, с ними довольно сложно установить близкие, доброжелательные отношения. Малейшее подозрение в том, что педагог неискренен, способно вызвать распад группы, спровоцировать конфликт.

Участникам должна быть обеспечена и эмоциональная безопасность. Для тренинговых занятий характерен высокий накал страстей, в порыве чувств подростки могут становиться неадекватно резкими, высказывая негативные оценки по отношению к другому человеку. Педагог-тренер должен внимательно следить за тем, чтобы негатив не превышал объем позитивной информации.

Сценарий тренинговых занятий должен иметь определенную схему. Начальный блок (он может состоять из одного или нескольких занятий) включает в себя упражнения, направленные на знакомство участников группы друг с другом, создание теплого эмоционального фона, формирование единого коллектива. Основной блок предполагает реализацию конкретных задач занятия - овладение участниками специальными умениями и навыками. Заключительный блок направлен на анализ членами группы изменений, которые произошли с ними в ходе занятий, определение личностной значимости тренинговой работы.

Последовательность каждого занятия также определена. Первая его часть должна быть разминочной, она предполагает формирование настроя на работу у участников группы и состоит из несложных психологических упражнений, этюдов, позволяющих подросткам включиться в процесс. Экономить время на разминке нельзя, поскольку от нее во многом зависит успех основной части занятия. В конце занятия обязательно должны подводиться итоги - участники высказывают свое мнение о ходе занятия, своих переживаниях, возникающих в процессе работы [8, c. 48-55].

Ролевые игры.

Ролевые игры могут использоваться для работы как со старшими, так и младшими подростками и позволяют осваивать и отрабатывать общие коммуникативные навыки (конструктивное общение, выбор и принятие решения, сопротивление внешнему давлению) и эффективные поведенческие схемы в ситуациях наркогенного заражения. Такая подготовка, предваряющая реальное столкновение ребенка с возможностью одурманивания, оказывается чрезвычайно полезной. Проигрывание детьми вариантов отказа от провоцирующего предложения способствует формированию у них определенных поведенческих стереотипов, которые реально способны выполнять Функцию внутреннего антинаркогенного барьера. Ролевые игры оказываются эффективными и при работе с детьми, уже использовавшими одурманивающие вещества, предотвращая их дальнейшее наркогенное заражение.

Ход ролевой игры в общих чертах может быть описан следующим образом: учащимся предлагается описание ситуации наркогенного заражения (участнику ситуации предоставляется возможность попробовать наркогенный препарат), окончание ситуации отсутствует. Выбирается группа подростков, изъявивших желание инсценировать данную ситуацию, показав и возможный вариант ее окончания. Остальные оценивают предложенный вариант окончания, его эффективность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Это интересно:

Персоналии
А Адлер А., Ананьев Б. Г., Анохин П. К., Аристотель, Ах Н. Б Басов М. Я., Бахтин М. М., Беркли Дж., Берн Э., Бернштейн Н. А., Бехтерев В. М., Бине А., Блонский П. П., Божович Л. И., Брентано Ф., Брушлинский А. В., Бэкон Ф., Бэн А., Бюл ...

Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...

Понятие детской одаренности. Исследования детской одаренности учеными психологами
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеро ...