Организация психолого-педагогической профилактики
Страница 2

Весьма эффективным оказывается прием, когда в качестве лектора выступает не педагог, а сами учащиеся. Во-первых, при самостоятельной подготовке лекции подростки гораздо лучше усваивают материал, чем при восприятии готовых сведений, преподносимых педагогом. Во-вторых, подростковая аудитория с большим доверием относится к информации, поступающей от их сверстника, а не от взрослого. Дело в том, что проблема наркотизма воспринимается ими как исключительно молодежная, поэтому подростки считают себя более компетентными в этой области.

Безусловно, подготовка лекторов-учащихся оказывается для педагога гораздо более трудной задачей, чем подготовка собственной лекции. Необходимо, чтобы выступающие не только обладали определенными ораторскими способностями, но и были авторитетными для своей аудитории, могли интересно и доступно преподнести материал [49, c. 57-60].

Опросы учащихся (анкетирование).

При организации педагогической профилактики анкетирование учащихся выполняет целый ряд важных функций. Во-первых, при помощи опросов можно определить актуальность профилактики как таковой для конкретной группы детей. Во-вторых, полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики - на что прежде всего следует обратить внимание: на борьбу с курением, использованием токсикоманических веществ, наркотиков и т.д. В-третьих, результаты анкетирования могут служить показателем эффективности работы педагога. Для этого сравниваются данные опроса, проведенного перед началом реализации программы, и данные, полученные при ее завершении.

При проведении опроса можно воспользоваться готовыми вариантами анкет. Однако далеко не всегда они могут соответствовать вашим конкретным запросам (обеспечивать информацией, которая необходима для решения той или иной педагогической задачи). В этом случае можно разработать свою анкету. Причем и в разработке анкеты, и в проведении исследования могут принимать участие старшеклассники. Как показывает наш опыт, выполнение такого задания позволяет подросткам гораздо глубже осознать всю важность и актуальность проблемы профилактики, чем многочасовые беседы или лекции (ведь цифры, которые получат юные исследователи, касаются их знакомых - друзей, одноклассников). Вариант организации социологического исследования с участием школьников приводится в брошюре «Помогая другим, помогаю себе».

Проведенное анкетирование может стать основой для длительного проекта, который будет реализовываться в школе.

Прежде чем разрабатывать анкету, необходимо четко сформулировать цель исследования - что конкретно предполагается выявить (уровень распространения различных форм наркотизма в школе, представления детей об аспектах проблемы, перечень причин, заставляющих молодых людей обращаться к наркотикам, и т.п.).

Затем определяется аудитория, с которой будут работать исследователи: пол, возраст опрашиваемых, а также их число. Понятно, что характеристики аудитории зависят от цели исследования. Это может быть вся школа, отдельный класс, определенная возрастная группа. Например, если исследование направлено на выявление фактов знакомства с наркотиками или токсикоманическими веществами, вряд ли целесообразно задействовать в опросе младших школьников.

Желательно, чтобы число опрашиваемых было не меньше 50. Если же опрос проводится в одном классе (где учеников, конечно, меньше 50), то данные можно считать репрезентативными, однако полученные выводы не могут распространяться на всю возрастную группу учащихся, школу и т.д., они отражают ситуацию в конкретном коллективе.

При подготовке исследования следует выбрать форму анкеты: закрытую (варианты ответов предлагаются заранее), полуоткрытую (отвечающий может выбрать уже готовый вариант ответа или предложить свой), открытую (отвечающий предлагает свои ответы).

У каждого из этих вариантов есть свои преимущества и недостатки.

Закрытая анкета гарантирует анонимность (исключается возможность установления авторства по почерку), легка в обработке. Однако составителям анкеты нужно ответственно отнестись к формулировке предлагаемых (готовых) вариантов ответа, перечислив наиболее важные и существенные позиции. Важно, чтобы предлагаемые варианты ответов были доступны для понимания опрашиваемых. Все сказанное относится и к полуоткрытой анкете. Работая с ней, респондент может выбирать готовые варианты ответов на вопрос, а может сформулировать свой вариант. Для этого в бланке анкеты отведены свободные строки.

Открытая анкета дает возможность каждому интервьюируемому высказать свое мнение, но для школьников оказывается довольно сложно в нескольких строках четко сформулировать ответ на вопрос анкеты. Кроме того, нет гарантий, что отвечающий будет искренен. Подростки нередко скрывают свое настоящее отношение к проблеме, стараясь продемонстрировать социально одобряемую позицию (проще говоря, отвечают так, как «надо», «правильно»). В особенности это касается вопросов, связанных с личным опытом использования одурманивающих веществ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации. Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений
Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знан ...

СООтношение собственного «Я» и образа тела у белорусских женщин
Целью нашей практической части стало всестороннее изучение личности белорусских женщин, склонных к полноте, их мировосприятие и самовосприятие, их понимание мира вокруг себя и своего места в этом мире. В результате была сформирована след ...

Сравнение копинг – стратегий и использования ресурсов совладания у педагогов с разной степенью эмоционального выгорания
Следующий этап проведенного исследования был посвящён выявлению особенностей копинг – поведения, различий в использовании личностных и средовых копинг - ресурсов а также их взаимосвязями у лиц с разной степенью выраженности эмоционального ...