Анализ полученных данных

После обработки данных мы получили следующие результаты:

Наиболее значимые терминальные ценности Среднее значение Место
девушки юноши девушки юноши
здоровье 2,15 2,65 1 2
любовь 4,35 8,65 2
материально обеспеченная жизнь 5,9 2 3 1
счастливая семейная жизнь 5,5 6,85 4
наличие хороших друзей 6,05 4 5 3
развлечения 12,05 5,75 5
свобода 9 6,2 6
активная деятельная жизнь 7,75 5,2 4
Наиболее значимые инструментальные ценности девушки юноши девушки юноши
независимость 8,2 2 1
твердая воля 8,55 3,1 2
жизнерадостность 7,85 4,35 3
честность 7,05 6,4 4
образованность 5,7 8,5 1
Менее значимые терминальные ценности девушки юноши девушки юноши
уверенность в себе 9 8,35
жизненная мудрость 10,45 14,25
развитие 10,65 13
интересная работа 10,2 10,35
продуктивная жизнь 11,1 12,8
общественное призвание 10,7 8,5
познание 10,95 12,75

Менее значимые инструментальные ценности девушки юноши
смелость в отстаиваниях своего мнения 7,1 11,55
самоконтроль 8,45 7,05
ответственность 7,95 9,45
широта взглядов 10,7 8,15
эффективность в делах 10,35 7,8
терпимость 11,25 11,95
чуткость 9,55 15,7
аккуратность 11 14,3
воспитанность 7,75 13,55
высокие запросы 12,75 11,51
рационализм 10,15 7,45
исполнительность 12,05 11,1
Принебрегаемые терминальные ценности
красота природы и искусства 14,35 17,25
счастье других 15,35 16,75
творчество 15,5 16,3
Принебрегаемые инструментальные ценности
непримиримость к недостаткам в себе и других 16,8 17,5
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей). Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45% д., 5% юн.). То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.


Это интересно:

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...

_С_
САДИЗМ (англ. sadism; по имени фр. писателя маркиза де Сада, описавшего в своих романах множество способов истязания полового партнера и утверждавшего право человека на ничем не ограничиваемое сексуальное поведение) — половое удовлетворен ...

Психология труда
Психология труда (в узком значении этого слова) изучает, прежде всего, закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда. В компетенцию психологии труда в ...