Методики исследования, анализ результатов
Страница 4

Инструкция: нарисуй семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены были разными животными.

Таблица 3

Анализ результатов «Семья животных»

Дети из

полной семьи

Дети из

неполной семьи

девочки (5)

мальчики (4)

девочка

мальчик

Размер животных:

Мелкие

5

3

+

Крупные

-

1

+

Нейтральные

4

1

+

+

Хищники

1

3

Жертвы

-

-

Холоднокровные

-

2

Теплокровные

5

2

+

+

В отличие от методики «Рисунок семьи», «Семья животных» наиболее четко показывает внутрисемейные взаимоотношения, потому что ребенок на сознательном уровне не идентифицирует свою семью с животными, он изображает не собственную, а абстрактную семью, именно в результате снижения защитных механизмов, проекция отношений ребенка становится более полной.

Изучив данные, я заметила, что многие дети наглядно показывают взаимоотношения в семье на примере разных видов животных, которые не видно в «Рисунке семьи». Например, вся семья состоит из кошек, а сестра – собачка, или мама и папа – кошка с собакой.

Таким образом, дети из полных семей рисовали мелких размеров животных, значит, все члены семьи – равноправные. Половина из них (5) изображала нейтральных животных, другая половина (4) – хищников, но в этом случае вся семья состояла из них, т.е. в семье не было отношений хищник-жертва. Лишь 2 нарисовали холоднокровных (аллигаторы, змея), что говорит об эмоциональной холодности в отношениях. Остальные 7 человек – теплокровных (собаки, кошки, волки, птицы, лисы).

Девочка из неполной семьи нарисовала крупного папу-собаку и мелкую маму-кошку, детей она не изобразила вообще. Т.е. установленная ранее отчужденность здесь проявилась в полной мере – отсутствие в семье детей (т.е. себя).

Мальчик из неполной семьи изменил состав семьи животных (папа-слон, мама-жираф, старшая сестра-зебра, младшая сестра-фламинго, средний брат-лев) по сравнению с его семьей (сам мальчик, брат, папа, сестра, мама). Он заменил себя на девочку-сестру. Папа-слон, в черном цвете, мама-жираф - крупные животные – доминантные член семьи, оказывающие сильное давление на ребенка, брат-лев – сила и активность. Прослеживается похожее настроение: и там и там – папа с братом – доминирующие члены семьи, причем неприязнь к папе видна в обоих рисунках; подавление, гиперопека в рисунке семьи выразилась в цветовой гамме и размерах членов семьи, а в рисунке семьи животных – в размерах и видах животных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...

Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тр ...

Общая характеристика методов обучения
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика пре ...