Методики исследования, анализ результатов
Страница 2

В таблице 1 приведены данные, которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей – отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные – с отцом.

Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].

2. Методика «Рисунок семьи»

Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Оборудование: лист А4, цветные карандаши.

Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.

При анализе обращалось внимание на:

- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);

- размер рисунка;

- расположение на листе;

- цветовая гамма;

- дополнительные детали;

- агрессивные детали.

Таблица 2

Анализ результатов «Рисунок семьи»

Дети из

полной семьи

(9 человек)

Дети из

неполной семьи

(2 человека)

девочки (5)

мальчики (4)

девочка

мальчик

Общее впечатление

положительное

отриц.

Расположение:

В центре

3

2

+

Сверху

-

1

+

Снизу

2

1

Реальный состав семьи

5

4

оба нарис. папу

Размер персонажей:

Больше папа

2

1

+

Больше мама

-

-

Больше сам ребенок

-

2

Мелко сам ребенок

1

-

Все наравне

2

1

+

Очередность:

Мама

4

1

+

Папа

-

2

Сам ребенок

-

-

+

Другие

1

1

Расположение относительно друг друга:

Держатся за руки

-

-

Ребенок между родителями

-

2

Плотное расположение

4

1

Каждый сам по себе

-

2

+

+

Ребенок отдельно ото всех

1

-

Детализированность:

Одинаково

5

4

У кого-либо больше

-

-

+

+

Детали головы:

Неаккуратная прическа

-

1

Увеличенные глаза

-

1

+

Суженные зрачки

-

-

«пустые» глаза

-

1

+

Открытый рот

-

-

Стирание

-

1

+

Цвет:

Яркий и многоцветный

4

-

+

Единая цветовая гамма

1

4

+

Аккуратность выполнения:

Тщательно и аккуратно

4

-

+

Аккуратно часть персонажей

1

1

Небрежно

-

3

+

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Независимая переменная
Независимая переменная - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться. (2). Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, г ...

Общая характеристика методов обучения
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика пре ...

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...