Методики исследования, анализ результатов
Страница 2

В таблице 1 приведены данные, которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей – отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные – с отцом.

Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].

2. Методика «Рисунок семьи»

Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Оборудование: лист А4, цветные карандаши.

Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.

При анализе обращалось внимание на:

- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);

- размер рисунка;

- расположение на листе;

- цветовая гамма;

- дополнительные детали;

- агрессивные детали.

Таблица 2

Анализ результатов «Рисунок семьи»

Дети из

полной семьи

(9 человек)

Дети из

неполной семьи

(2 человека)

девочки (5)

мальчики (4)

девочка

мальчик

Общее впечатление

положительное

отриц.

Расположение:

В центре

3

2

+

Сверху

-

1

+

Снизу

2

1

Реальный состав семьи

5

4

оба нарис. папу

Размер персонажей:

Больше папа

2

1

+

Больше мама

-

-

Больше сам ребенок

-

2

Мелко сам ребенок

1

-

Все наравне

2

1

+

Очередность:

Мама

4

1

+

Папа

-

2

Сам ребенок

-

-

+

Другие

1

1

Расположение относительно друг друга:

Держатся за руки

-

-

Ребенок между родителями

-

2

Плотное расположение

4

1

Каждый сам по себе

-

2

+

+

Ребенок отдельно ото всех

1

-

Детализированность:

Одинаково

5

4

У кого-либо больше

-

-

+

+

Детали головы:

Неаккуратная прическа

-

1

Увеличенные глаза

-

1

+

Суженные зрачки

-

-

«пустые» глаза

-

1

+

Открытый рот

-

-

Стирание

-

1

+

Цвет:

Яркий и многоцветный

4

-

+

Единая цветовая гамма

1

4

+

Аккуратность выполнения:

Тщательно и аккуратно

4

-

+

Аккуратно часть персонажей

1

1

Небрежно

-

3

+

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

_Ю_
ЮДИН ЭРИК ГРИГОРЬЕВИЧ (1930-1976) — отечественный философ и методолог науки. Ю. многие философско-методологические проблемы и идеи развивал на материале психологии. Обсуждая приложимость системных идей в психологии, он проявлял разумную о ...

Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? А) легко включается в работу; Б) активно действует; В) действует спокойно, без лишних слов; Г) действует робко, неуверенно. Как реагирует ребёнок на замечание вз ...

Организация коррекционной работы для тревожных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные принципы психокоррекционной работы
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны такими ученными: Б.Г. Ананьевым, А.И. Божович, Л.С. Выгоцким, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др. Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая ...