В таблице 1 приведены данные, которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей – отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные – с отцом.
Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].
2. Методика «Рисунок семьи»
Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
Оборудование: лист А4, цветные карандаши.
Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.
При анализе обращалось внимание на:
- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);
- размер рисунка;
- расположение на листе;
- цветовая гамма;
- дополнительные детали;
- агрессивные детали.
Таблица 2
Анализ результатов «Рисунок семьи»
Дети из полной семьи (9 человек) |
Дети из неполной семьи (2 человека) | |||
девочки (5) |
мальчики (4) |
девочка |
мальчик | |
Общее впечатление |
положительное |
отриц. | ||
Расположение: В центре |
3 |
2 |
+ | |
Сверху |
- |
1 |
+ | |
Снизу |
2 |
1 | ||
Реальный состав семьи |
5 |
4 |
оба нарис. папу | |
Размер персонажей: Больше папа |
2 |
1 |
+ | |
Больше мама |
- |
- | ||
Больше сам ребенок |
- |
2 | ||
Мелко сам ребенок |
1 |
- | ||
Все наравне |
2 |
1 |
+ | |
Очередность: Мама |
4 |
1 |
+ | |
Папа |
- |
2 | ||
Сам ребенок |
- |
- |
+ | |
Другие |
1 |
1 | ||
Расположение относительно друг друга: Держатся за руки |
- |
- | ||
Ребенок между родителями |
- |
2 | ||
Плотное расположение |
4 |
1 | ||
Каждый сам по себе |
- |
2 |
+ |
+ |
Ребенок отдельно ото всех |
1 |
- | ||
Детализированность: Одинаково |
5 |
4 | ||
У кого-либо больше |
- |
- |
+ |
+ |
Детали головы: Неаккуратная прическа |
- |
1 | ||
Увеличенные глаза |
- |
1 |
+ | |
Суженные зрачки |
- |
- | ||
«пустые» глаза |
- |
1 |
+ | |
Открытый рот |
- |
- | ||
Стирание |
- |
1 |
+ | |
Цвет: Яркий и многоцветный |
4 |
- |
+ | |
Единая цветовая гамма |
1 |
4 |
+ | |
Аккуратность выполнения: Тщательно и аккуратно |
4 |
- |
+ | |
Аккуратно часть персонажей |
1 |
1 | ||
Небрежно |
- |
3 |
+ |
Это интересно:
Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...
Развитие науки
о неведении. Зарождение знаний о теории деятельности человека
Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в де ...
Изучение оппозиционного поведения в зарубежной науке.
В зарубежной науке в открытом доступе имеется несколько больше информации об исследованиях оппозиции, нежели в российской. Наиболее яркими являются исследования Т. Гарра, и французских учёных, которые ввели понятие революционного невроза ...