_П_
Страница 55

Изучен уровень физиологической зрелости моторики плода на различных этапах П. р. Процесс дифференциации отдельных мышц начинается у плода при его длине 7 мм и завершается при длине 17 мм в 7 нед. Примерно в 7,5 нед удается вызвать не только общую реакцию, но и локальные движения, которые связаны с раздражением кожных рецепторов. Рецепция и моторика последних месяцев П. р. находится на таком уровне физиологической и функциональной зрелости, который способен обеспечить прием экстероцептивной информации и определенные формы двигательного реагирования. (Н. Н. Авдеева.)

ПРИВЫЧКА (англ. habit) — автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (напр., делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д.). С формированием П. связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением П. мотивом становится само действие, возникает потребность в его выполнении.

П. формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. При этом решающее значение приобретает вызываемое самим функционированием действия физическое и психическое самочувствие, окрашиваемое положительным эмоциональным тоном «приятного удовольствия». Образование многих П. начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. От их поведения в значительной степени зависит, какие П. сформируются у ребенка.

П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать различные стороны поведения человека. Следует различать П. полезные (П. к труду, П. помогать товарищам, гулять перед сном и др.) и вредные (несдержанность, П. перебивать говорящего и др.). Жизненно важные, общественно ценные П. облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни, отрицат. — дезорганизуют поведение. Формирование полезных П. и борьба с вредными — важнейшие задачи воспитания.

ПРИВЯЗАННОСТЬ (англ. attachment) — термин, используемый в детской психологии для обозначения формирующейся (обычно во 2-м полугодии) у младенцев избирательной П. к одному или нескольким лицам (прежде всего, к родителям или лицам, их замещающим). Эта П. выражается в любви и доверии к объектам П., а также в негативных эмоциональных реакциях на разлуку (сепарацию) с ними (см. Анаклитическая депрессия). Некоторые психологи категорически утверждают, что без формирования П. нормальное психическое развитие невозможно; данные лонгитюдных исследований показывают лишь то, что сила П. умеренно-позитивно коррелирует с социальной адаптацией и познавательной активностью в более старших возрастах. (Б. М.)

ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ (англ. reception of information) — совокупность психических процессов, с помощью которых осуществляется восприятие человеком сигналов внешнего мира. Принято выделять 4 основных режима работы оператора при П. и.: 1) поиск и обнаружение сигналов (выделение сигналов из шума), 2) различение сигналов; 3) идентификация (установление тождества сигналов); 4) опознание — соотношение поступающих сигналов с заданной системой эталонов или признаков с последующим декодированием сигналов. См. Идентификация перцептивная, Информационный поиск, Опознание.

Страницы: 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60


Это интересно:

Обобщённо-теоретический анализ изучаемой проблемы готовности ребёнка к школе. Понятие готовности ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника с ...

Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков
На данном этапе исследования выявлялась связь между особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков. Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с по ...

Общая характеристика активных методов обучения
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризуют его А.М.Смолкин и В. Н. Кругликов: Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятел ...