_П_
Страница 52

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. objectivity of perception) — отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, напр., не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы уже в первые месяцы жизни воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств (первородный хаос ощущений), а как нечто, независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование П. в. в онтогенезе связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно предметного, отражения действительности.

ПРЕДОЩУЩЕНИЯ (англ. presensation, preperception) — процессы и состояния в сенсорной системе, которые вызываются внешней стимуляцией, регистрируются физиологическими методами и не вызывают у наблюдателя сознательных ощущений. В психофизиологии экспериментально доказано существование у человека субсенсорных реакций анализаторов, возникающих в результате воздействия раздражителей, лежащих ниже порога ощущений (сознательных). Подпороговые звуковые, тактильные, запаховые, световые раздражители и др., не отражаясь в (сознательных) ощущениях, могут тем не менее вызывать условные кожно-гальванические реакции, электрические ответы коры мозга и т. п. (см. Подпороговое восприятие, Порог сенсорный).

ПРЕДПОНЯТИЕ (англ. preconcept) — не достигший высшей ступени своего развития концепт, находящийся в простом и непосредственном отношении к объекту и не включенный в систему вышестоящего понятия (Л. С. Выготский). Термин «П.» ввел Ж. Пиаже. См. Житейское понятие, Мышление комплексное, Псевдопонятие.

ПРЕДРАССУДОК (англ. prejudice) — стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило, спецификой такого рода социальных стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/ или фобическое отношение к к.-л. аут-группе или общности (расовой, этнической, гендерной, возрастной, профессиональной, политической, религиозной, мед., территориальной и т. д.). Поэтому П. нередко определяют как разновидность негативных аттитюдов. Син. предубеждение.

В социальной психологии П. рассматриваются как диспозиции личности и часть психоэмоционального функционирования индивидов (Ф. Зимбардо, М. Ляйппе). Их устойчивость и рецидивность объясняется, в частности, тем, что помимо др. функций они выполняют ценностно-экспрессивную функцию (эго-защитную функцию), давая носителям П. ложное чувство превосходства над теми, кого представляют как низших и менее достойных. В таких случаях причина устойчивости П. связана с ущербным самосознанием личности, инфицированной П. Борьба с П. (социальная психотерапия) должна быть не менее систематической, ответственной и компетентной, чем борьба с эпидемическими болезнями. (Б. М.)

Страницы: 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57


Это интересно:

Психолого-педагогические особенности проведения психокоррекционных занятий с младшими школьниками. Трудности обучения детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечив ...

Результаты исследования
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога. При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испыту ...

Структурализм и функционализм
На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски псих ...