_П_
Страница 50

Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание деятельности П. п. с. о.: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития, характерных для каждого возраста (сензитивность того или иного возрастного периода, «зона ближайшего развития» и пр.); 2) развитие индивидуальных особенностей детей (интересов, способностей, склонностей, жизненных планов и пр.); 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется прежде всего организацией продуктивного общения уч-ся с взрослыми и сверстниками.

Иными словами, П. п. с. о. оказывает администрации, учителям, ученикам, родителям квалифицированную помощь в создании условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей и требует в дальнейшем проведения коррекционной или специальной развивающей работы.

Эффективность деятельности П. п. с. о. определяется уровнем его профессиональной подготовки (хорошее знание общей, возрастной, социальной психологии; высокий уровень владения разнообразными психологическими методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, специальной работы по развитию). Кроме того, П. п. с. о. должен быть знаком с психологическим консультированием и готов заниматься психологическим просвещением учителей, уч-ся и родителей. См. Психологическая педагогика, Психологическая служба системы образования. (И. В. Дубровина.)

Добавление ред.: Немаловажное значение для успеха деятельности П. п. с. о. имеют такие личностные качества, как креативность, гибкость (недогматичность), коммуникабельность, физическая и психическая выносливость, чуткость и т. д., однако статусные и материальные условия тоже играют не последнюю роль.

ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление практическое.

ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. prelogical thinking) — термин, введенный фр. антропологом Л. Леви-Брюлем, отстаивавшим мысль о существовании у представителей доцивилизованных обществ дологического мышления, отличного от мышления (логического) современных людей. П. м. характеризует не все стороны мышления, а только ту его часть, которая связана с областью коллективных представлений (религиозных обрядов и пр.). В практической же жизни люди доцивилизованных обществ поступали вполне логично.

Отсутствие логики, связанное с соблюдением разного рода обрядов, Леви-Брюль пытался обосновать, опираясь на введенное им понятие партиципации. Согласно последней, один и тот же предмет может выступать в совершенно разных формах связей. Напр., индейцы племени бороро считали себя не только людьми, но и одновременно принадлежащими к семейству красных попугаев. Такие взаимоисключающие суждения, как считают, невозможны у людей с понятийным мышлением. Очевидно, что такие доводы не могут свидетельствовать в пользу существования П. м.: 1) доказано, что феномен партиципации не является только привилегией представителей доцивилизованных обществ; 2) о возможности существования большого количества связей свидетельствуют также данные символической логики. Изучение способности представителей архаичной культуры к объединению единичных предметов в класс показало, что в далеком прошлом среди некоторых этнических общностей господствовали особые разновидности связей, построенных на значимых (праксеологических) признаках, отличных от связей по существенным признакам. Значимые связи в прошлом играли большую роль и составляли основу человеческой логики и мысленного упорядочивания объектов внешнего мира. Данный факт свидетельствует о том, что логика возникает в деятельности людей задолго до появления способности к упорядочиванию объектов по их существенным признакам и до возникновения понятийного мышления.

Страницы: 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55


Это интересно:

Причины и факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений на разных возрастных этапах
Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах С.Ю. Ключникова, А.П. Ощепковой, М.З. Этштейна, В.П. Шейнова, А.И. Кочетова, В.А. Сысенко. Причин семейных конфликтов очень много: разн ...

Уровень притязаний как характеристика личности
Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым пр ...

Программная часть исследования. Рабочая концепция исследования
Наша работа направлена на изучения взаимосвязи компонентов имиджа руководителя и внутреннего имиджа организации. Они являются важными составляющими имиджа организации, который играет важную роль в эффективном функционировании любого предп ...