Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек
Страница 1

Полезная информация » Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях » Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек

Родительская любовь – это одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, мальчикам и девочкам.

Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю [17].

Мы знаем, что ребенку нужны оба - отец и мать. Маленький ребенок, у которого нет того или другого, настойчиво требует у оставшегося родителя найти ему недостающего. Но самое примечательное - это то, что ребенок может создать себе родителя, отвечающего многим его потребностям. Если ребенок продолжает видеться с ушедшим родителем или просто хорошо его помнит, то он может общаться с этим родителем в своем воображении в промежутках между визитами. Если ребенок не помнит ушедшего родителя, он может реконструировать его образ из того, что он о нем слышал, из того, чем он восхищается в знакомых взрослых того же пола, и из тех черт, какие он хотел бы видеть в этом своем недостающем родителе. Даже ребенок, который вообще никогда не знал родителей - вследствие их смерти или своего незаконного рождения, - создает в своем воображении живые образы обоих, созданные из элементов знакомых ему людей или тех, о ком он читал. И этих созданных его воображением родителей он может описать во многих подробностях и со многими деталями [45].

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

· нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

· недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

· затруднений обучения детьми навыкам общения с представителями противоположного пола;

· формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Исследование восприятия и оценки студентами психологического факультета ЯрГУ методов активного обучения
Цель исследования Цель данного исследования – изучить восприятие и оценку студентами методов активного обучения. При этом важно заметить, что в нашем исследовании мы рассматриваем метод абстрагировано от его конкретного применения. Несом ...

Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных». 1. Методика «Круги» Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего ...

_М_
МАЗОХИЗМ (англ. masochism) — вид полового извращения, при котором половое удовлетворение возникает лишь при условии причинения партнером физических или моральных страданий. Син. альгомания (алгомания), альгофилия, пассивная алголагния, па ...