Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек
Страница 4

Полезная информация » Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях » Влияние полной и неполной семьи на поведение и психологические особенности мальчиков и девочек

В некоторых семьях, как в полных, так и в неполных, существуют неверные установки относительно межполовых взаимоотношений, которые сказываются на воспитании детей.

1. Негативные установки:

· негативная установка как месть. Некоторые матери внушают своим дочерям негативное отношение ко всем представителям мужского пола, заранее настраивая их против мужчин, давая им резко отрицательные обобщенные характерис­тики. Мальчику внушить отрицатель­ную установку по отношению к собственному полу труд­но.

· негативизм как профилактика - мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с женщинами: от них можно заразиться дур­ной болезнью или же, женившись, попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же вну­шается, что цель всякого мужчины — «обмануть» и за­тем «бросить», воспользоваться невинностью и неопыт­ностью девушки.

2. Аскетическая установка:

· сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возмож­ности оградить от контактов с мужским полом — не раз­решают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добав­ляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы, восполь­зовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому по­лу. Затем прививается мысль о безнравственности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девуш­ки остается лишь то, что связано с расчетом и формаль­ной необходимостью (замужество).

3. Потребительская установка:

· в качестве особого яв­ления эта установка более характерна для воспитания девочек. Для каждой нормальной девочки должна быть естест­венной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью. Тем не менее, стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», со­держал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».

4. Собственническая установка:

· собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере поло­вого воспитания и, особенно, в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж [18].

Имея подобные неверные установки в семье, родители искажают адекватное восприятие мальчиков и девочек противоположного пола, усугубляя дальнейшее нормальное развитие и восприятие детей. Например, негативные установки чаще проявляются в неполных семьях, т.к. мать старается «уберечь» ребенка, заранее «предупредив» его о возможных последствиях. Это бывает в том случае, если личная жизнь матери не сложилась и отец является главным мерзавцем среди всех мужчин-мерзавцев.

Видно, что атмосфера в семье является основополагающим для дальнейшего адекватного развития нормальных взаимоотношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и женщиной является примером для будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что сможет вынести ребенок для построения своей семьи.

Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Страницы: 1 2 3 4 


Это интересно:

Выводы
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий ...

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у: сангвиника - распыленности, разброса ...

Теоретико-методологигические основы изучения эмоциональной сферы личности. Физиологические основы и психологические теории эмоций
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, ...