ПРИНЦИП СПЕЦИФИЧЕСКОГО КОДИРОВАНИЯ (англ. encoding specificity principle) — принцип, утверждающий, что признак, по которому происходит извлечение (воспроизведение) информации из памяти, эффективен только в том случае, если он присутствовал и был закодирован при заучивании (запоминании) материала (E. Tulving). (А. И. Назаров.)
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ (англ. decision making) в психологии традиционно рассматривается как этап волевого акта, связанный с выбором цели и способа действия. Продуктивный процесс П. р. включает в себя появление новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов. Исследование волевых актов связано в отечественной психологии с именами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, Д. Н. Узнадзе.
Согласно формальной (математической) теории П. р., П. р. называется любой акт выбора из данного количества альтернатив по имеющемуся критерию. Однако психологическая реальность П. р. может не совпадать со схемами формальной теории, что выражается в забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или переоценке объективных вероятностей, в изменении решений в условиях групповой деятельности, в детерминистской интерпретации задач с риском, во включении в представление о задаче лишь той информации, которая задана непосредственно, в «самоподтверждении гипотез», в игнорировании информации об их априорных вероятностях, в связывании полезности с доступностью альтернатив и с характером того множества вариантов, в которое они включены. Это обстоятельство требует различать психологические представления о П. р. и формальные схемы П. р. (В. М. Гордон.)
ПРИПОМИНАНИЕ (англ. retrieval) — произвольное воспроизведение материала, связанное с постановкой специальной репродуктивной задачи и с употреблением определенных приемов, с помощью которых она достигается. П. — сложное репродуктивное действие, требующее от человека не только усилий, но и специальных умений. П. избирательно, оно определяется содержанием репродуктивной задачи. Наиболее продуктивными приемами П. являются составление плана воспроизводимого материала и намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к П. необходимого материала. Однако длительное и активное сосредоточение на ассоциациях, не приводящее к успеху, может вызвать отрицат. индукцию нервных процессов и затормозить то, что необходимо для воспроизведения. (Т. П. Зинченко.)
ПРИТЯЗАНИЯ ДЕТСКИЕ (англ. child aspirations). В процессе общения со взрослыми у ребенка уже в раннем возрасте развиваются П. д. на признание со стороны взрослого. Пока ребенок мал, эта потребность выражается открыто. Ребенок непосредственно взывает ко взрослому: «Смотри, как я делаю!», «Смотри, как я ем!» При этом малыш ожидает выражения восхищения тем, как он что-то делает. Взрослый, как правило, не обманывает его ожиданий. Воспитание ребенка основано преимущественно на формировании у него притязаний в признании: «Ты молодец», «Ты хорошо это делаешь». Так в повседневной жизни взрослые предъявляют к ребенку определенные требования, и, чтобы быть признанным взрослым, он стремится выполнить эти требования. П. д. на признание становятся потребностью, определяющей успешность развития ребенка.
Это интересно:
Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...
Эмпирическое исследование психологии межгрупповых
отношений внутри организации. Организация
и методы исследования
Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации ОАО "Владимирские электросети"
Объект: трудовая деятельность работников организации ОАО "Владимирские электросети"
Предмет исследования: межгрупповые отношения ...
Анализ результатов исследования
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что уровень эмпатии супругов и степень конфликтности в семье находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень эмпатии супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, причём ...


