Допубертатный О. может свидетельствовать о скрытом протекании эндокринного или психического заболевания, однако чаще всего он провоцируется или естественной исследовательской деятельностью ребенка, или механическим раздражением гениталий тесной одеждой, или действиями родителей, которые по незнанию щекочут и целуют эрогенные зоны ребенка, или же раздражением промежности глистами-острицами.
Наиболее массовый пубертатный О. По разным данным считается, что к нему прибегают 70-90% юношей и 30-60% девушек. Данные о возрастном пике пубертатного О. также не совсем согласованы (напр., 13-15 и 14-15 лет у мальчиков); ясно, что такие данные и не м. б. абсолютными, поскольку зависят от нач. полового созревания. Этот вид О. — временное явление, возникающее в пубертате и представляющее собой средство удовлетворения биологической потребности, которую индивид, в силу возраста и социального статуса, не может удовлетворить адекватным путем. В этом случае О. служит для снятия физиологического дискомфорта, и практика О. прекращается с началом регулярной половой жизни. Многие современные авторы (Г. С. Васильченко, А. Кинзи, А. М. Свядощ и др.) считают его средством саморегуляции половой функции. Имеются сведения, что среди мастурбировавших в юности больше всего сексуально здоровых и, наоборот, среди мужчин с наиболее тяжелыми расстройствами потенции — никогда не мастурбировавших (Васильченко, 1977). В пубертатном возрасте тревожным сигналом служит навязчивый характер О. Половое удовлетворение при О. не является полноценным из-за полного отсутствия коммуникативности, эмоциональной связи, которая важна для нормальной взрослой сексуальности. Подросток прекрасно осознает, что занимается чем-то «грязным» и недостойным, безуспешно пытается преодолеть себя и, терпя поражение, испытывает чувство вины, неполноценности. К этому нужно добавить страх перед последствиями, возникающими из-за сексологической безграмотности. Подросток может связать с привычкой к О. все свои жизненные и учебные неудачи, а это часто приводит к невротизации. У взрослых (особенно мужчин) страх «расплаты» за юношеский О. нередко приобретает навязчивый характер и связывается с любыми неудачами в сексуальной сфере (онанофобия). Еще одним психологически неблагоприятным фактором является то, что О., как правило, сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, условно-рефлекторное закрепление которых может привести к созданию нереалистического эталона, по сравнению с которым первый реальный сексуальный опыт может показаться бледным и разочаровывающим. Ввиду того что негативные переживания подростка по поводу О. гораздо опаснее самого О., совершенно недопустимо стыдить и стращать его. Наибольшую пользу приносит «позитивная педагогика» — сексуальное просвещение, улучшение коммуникативных качеств, помощь в нахождении интересных занятий, своего места в обществе сверстников, организации досуга, занятий спортом. (И. А. М.)
ОНАНОФОБИЯ — см. Онанизм.
ОНЕЙРОИДНОЕ (сновидное) СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ (англ. oneirism) — расстройство сознания, состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений. О. с. с. наблюдается при глубоко расположенных опухолях мозга, снижающих тонус коры, при инфекционных и некоторых психических заболеваниях. Физиологической основой О. с. с. является тормозное (или фазовое) состояние коры головного мозга, при котором сильные и слабые раздражения (или их следы) начинают вызывать одинаковую реакцию (уравнительная стадия, или фаза) или слабые раздражители (или их следы) приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители или их следы (парадоксальная стадия). См. Парабиоз, Сознания патология.
ОНТОГЕНЕЗ (англ. ontogenesis) — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). О. психики означает ее развитие, по крайней мере, от рождения до конца жизни человека или животного. См. Возраст.
ОНТОПСИХОЛОГИЯ (от греч. ontos — бытие + psyche — душа + logos — разум) — научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а в психологическом — представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) и гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс). О. можно назвать европейским вариантом трансперсональной психологии — «4-й силы» в современной психологии. О. менее известна нежели психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология. Вместе с тем в последние годы работы Менегетти активно переводятся на многие языки (в т. ч. и на рус. язык).
Это интересно:
Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь ...
Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...
Сравнительный анализ ценностных ориентаций руководителя и ценностей
корпоративной культуры организации
Изучение ценностных ориентаций руководителя мы осуществляли с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Прежде чем обрабатывать полученные данные мы разделили ценности, предложенные в двух списках (терминальные и инструментальн ...