Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой психического развития отсутствует выраженная неврологическая симптоматика, а с другой - имеющиеся неврологические симптомы и некоторые другие особенности таких детей напоминают иногда картину, наблюдаемую при легкой дебильности. Остаточная неврологическая симптоматика не может служить основанием для дифференциальной диагностики, поскольку подобные симптомы, как и симптомы церебральной астении, могут наблюдаться и у нормально развивающихся детей, перенесших в раннем возрасте какие-либо заболевания, затронувшие центральную нервную систему. В этом случае дифференциальная диагностика оказывается наиболее успешной, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб. Однако и они не гарантируют от ошибок при диагностике задержки развития в ситуации кратковременного обследования.
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.
Оно проводилось на базе Детского дома № 5.
В исследовании приняло 8 детей. Количество обусловлено спецификой наполняемости групп с учетом дефектов детей.
С учетом особенностей детей данной категории были определены методы исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Сроки проведения констатирующего этапа исследования -
01.12.2007 по 22.12.2007г.
Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР.
Для получения данных по исследованию мы опирались на следующие критерии:
|
Критерии |
Показатели |
Баллы |
|
1. Знание и правильное понимание эмоциональных состояний |
- правильно и указывает эмоциональное состояние; - неправильно и указывает эмоциональное состояние; - не называет эмоциональное состояние. |
2 1 0 |
|
2. Вербализация (умение объяснить причину возникновение эмоции) |
- правильно объясняет причину возникновения эмоции; - неправильно объясняет причину возникновения эмоции; - не называет причину возникновения эмоции. |
2 1 0 |
|
3. Выразительность и полнота воспроизведения эмоции |
- полное (мимика и пантомимика), выразительное воспроизведение образа эмоции; - неполное (мимика), выразительное воспроизведение образа эмоции; - неполное (мимика), невыразительное воспроизведение образа эмоции; - не воспроизводит образ эмоции. |
4 3 2 0 |
|
4. Самостоятельность |
- выполняет задание самостоятельно; - выполняет задание при помощи наводящих вопросов; - выполнить задание не может. |
2 1 0 |
Для выявления уровня развития представлений об эмоциях у младших школьников с ЗПР были использованы методики:
Это интересно:
Исследование особенностей женщин с нормой
При изучении состояния стресса были выявлены следующие особенности (см. таб.1)
Таблица 1 - Показатель диагностики состояния стресса (в %)
Показатели
Группа
Высокая
Умеренный
Слабый
кол-во
%
кол-во
%
кол-во ...
Основные свойства внимания и их проявление в младшем школьном возрасте. Научные взгляды на изучение внимания и его развитие
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250]
Проблемой изучения внимания ...
Отцовство
Откуда она взялась, чем обусловлена главенствующая роль мужчины в семье, какие особые заслуги обеспечили ему это положение? Природные, исторические, социальные? Живут ведь и растят детей вдовы, безмужние женщины, и не пропадают без пом ...


