Также существуют классификации типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания. По мнению З.Д.Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций (типа тревоги, горя, депрессии, стыда, чувства вины) и реакций преодоления болезни.
Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного:
o болезнь – угроза
или вызов, а тип реакций – противодействие, тревога, уход или борьба (иногда параноидальная).
o болезнь – утрата
, а соответствующие типы реакций – депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима.
o болезнь – выигрыш
или избавление, а типы реакций при этом –безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу.
o болезнь – наказание
и при этом возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева.
Отношение к болезни, по мнению авторов, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины болезни: это и знание болезни, её осознание личностью, понимание роли и влияние болезни на жизненное функционирование и эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью. Одновременно с внутренней картиной болезни создается другая, противоположная модель – внутренняя картина здоровья, своеобразный эталон здорового человека или здорового органа, части тела и т.д.
Этот эталон может быть достаточно сложным и включать различные элементы в виде образных представлений и логических обобщений. Актуализация и инактуализация этих двух компонентов личности и характеризуют динамику внутренней картины болезни и тем самым влияют на поведение больного. Идеал здоровья также является регулятором поведения, но иногда раньше формируется внутренняя картина болезни.
Это интересно:
Разнообразие и особенности детских взаимоотношений
в средней группе детского сада
В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психо ...
_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис.
ЯЗЫК.
1. Я. (англ. language) — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление, общественно необходим ...
Понятие о сиблингах и сиблинговой позиции
"Сиблингами" психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борются между собой за пространств ...


