_О_
Страница 13

В практической работе онтотерапевта клиент имеет дело с чрезвычайно компактным и одновременно интенсивным вариантом глубинной психотерапии (6-7 встреч по 30-40 мин, с частотой 2 раза в нед). Если вы хотите пройти курс классического психоаналитического лечения, но не располагаете для этого ни терпением, ни временем, ни соответствующими финансовыми средствами, то вам следует обратиться к услугам онтотерапевта. Не связывая себя ни детальным анализом ваших психических травм в раннем детстве, ни изучением ваших многочисленных комплексов и архетипов, ни обсуждением тонкостей трансферных и контртрансферных отношений в процессе лечения, онтотерапевт уже в ходе первичного приема попытается установить с вами контакт на уровне вашего бессознательного. Для этого он обратится к интерпретациям образов ваших сновидений — той реальности, которая говорит о вас больше, нежели общеупотребительный язык вашего «логического я».

Характер онтотерапевтических интерпретаций построен на оппозиции голоса вашей сущности в себе (Ин-се) и искажающих влияний монитора отклонения, на оппозиции позитивности и негативности в вашей жизни. Определенность и даже директивность такого рода интерпретаций сочетается в О. с предоставлением клиенту ответственности и полной свободы выбора. Озвучив голос вашего Ин-се и показав вам ваши ошибки как следствия влияний вашего монитора отклонения, онтотерапевт каждый раз оставляет вас в ситуации внутреннего (весьма непростого) выбора. Характерная клиентура онтотерапевта — люди, страдающие от своей зависимости, несамостоятельности, дезориентированные, лишенные собственных внутренних опор и ориентиров, постоянно совершающие в своей жизни ошибки. Однако имеется тенденция перехода от работы с психически и психологически неблагополучной клиентурой к работе с благополучными и преуспевающими людьми (учеными, журналистами, артистами, художниками, бизнесменами, политиками) в целях предельно полной реализации их творческого и личностного потенциала.

Подобно др. вариантам психотерапии О. располагает широким спектром процедур и техник, в ряду которых наряду с толкованием образов сновидений необходимо указать индивидуальную и групповую имагогику, кинотерапию и музыкотерапию.

Имагогика (от лат. in me ago — акция во мне) представляет собой специальную психотерапевтическую процедуру, позволяющую клиенту войти в поток сна как перманентной психической активности. Менегетти (1992) указывает, что «человек постоянно видит сны . Но дело обстоит т. о., что люди не знают об этом, они этого не замечают. И достаточно "устранить" сознание "я", как сон обнаруживает себя: сон представляет собой постоянную психическую активность». С помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит клиента в состояние самоиндуцируемого транса, в котором возникает динамичный ряд зрительных образов, напоминающих сновидение. «Сон — это бессознательная имагогика, а имагогика — это, напротив, сознательный сон». Содержание, возникающее в ходе имагогической процедуры, интерпретируется тем же способом, что и сон.

Вспомогательными техниками онтотерапевта являются кинотерапия и музыкотерапия. Кинотерапия позволяет изучать и актуализировать символическое содержание кинофильмов в соответствии с онтопсихологической техникой интерпретации сновидений; т. о., кинотерапия — это метод изучения структуры и механизмов бессознательного. Музыкотерапия — экспрессивная техника, направленная на высвобождение субъективного функционального ритма клиента, на снятие различных соматических барьеров и зажимов на пути к проксимо-кинетической самореализации человека, представляющей собой важный аспект его общей самореализации. Характер движений человека во время сеансов музыкотерапии и возникающие при этом образы также служат содержанием для онтопсихологического анализа бессознательного. (А. Б. Орлов.)

ОПЕРАНТНЫЙ (инструментальный) РЕФЛЕКС — см. Условный рефлекс.

ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ВОСПРИЯТИЯ (англ. operative perceptual unit) — содержание единичного акта перцепции. В процессе обучения это содержание меняется, происходит формирование новых О. е. в. Напр., человек, приступивший к изучению телеграфного кода, воспринимает на слух каждую отдельную точку или тире как самостоятельную О. е. в. По мере обучения человека О. е. в. становятся короткими последовательностями этих звуков, образующими буквы, а затем и более длинные последовательности, составляющие слова и даже словосочетания. Формирование О. е. в., основанное на объединении, обобщении и перекодировании информационных элементов с учетом смысловых связей между ними, дает выигрыш в скорости восприятия, разгружает оперативную память (см. Память оперативная, Укрупнение).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Это интересно:

Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет вс ...

Виды детской одаренности
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его определения стали применять к детям, имея в ...

Корпоративная культура
Организация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и д ...