Страхи
Страница 1

Возрастные страхи возникают у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития.

Многие дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу, становятся возбуждёнными перед проведением прививок, вздрагивают от неожиданного звука и так далее. Характерны и страхи, возникающие в процессе засыпания, боязнь неприятных сновидений, некоторых животных, нападения, глубины, огня и пожара, а также наказания родителей.

Наиболее часто старшие дошкольники испытывают страх смерти, достигающий своего апогея в 6 и 7 лет у детей ещё не посещавших школу. Боязнь умереть - это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Её точкой отсчёта является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Это выражается умением определять в общих чертах время, далёкое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, т.е. имеют свои пределы.

О том, что ребёнок боится смерти, можно догадаться по наличию других, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне (страшных снов), боязни нападения, огня и пожара, боязни заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков).

Проявление страха смерти означает постепенное завершение наивного периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные явления и многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Даже исчезновение страха перед Кощеем Бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что он стал "простым смертным" в представлении детей и потому перестал пугать их. Категоричность смерти в 6 и 7 лет - это реальность, которую ребёнок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий, по существу, эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть. Обычно уже в 8 лет дети боятся не столько своей смерти, сколько смерти родителей.

Менее всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года, т.е. в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и особенно у девочек заметно больше.

У мальчиков из неполных семей (вследствие развода) страхов больше. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу общения, позволяющую девочке более уверенно вести себя среди сверстников. В то же время уход из семьи отца делает мальчиков неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов. Больше страхов у детей проживающих в отдельных квартирах. В коммунальной квартире дети имели большую возможность общаться со сверстниками, наполняя свою жизнь разнообразными впечатлениями, играми и так необходимой им эмоциональностью.

Дети больше подвержены страхам, если их родители ссорились между собой. Прежде всего дети старшего дошкольного возраста, поскольку они, отождествляя себя с родителем того же пола, переживали конфликтное отношение к нему со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождалось в страхи, поскольку дети были лишены возможности влиять на конфликты родителей. Ещё в большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки. При алкоголизме отца количество страхов снижается у девочек в 1 - 2 раза, а у мальчиков - в 4 раза.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Организация формирующего этапа эксперимента
На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Сроки проведения исследования: 03.03.2008 - 02.04.2008 года. Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представле ...

Структура педагогической деятельности
Для определения исследуемого понятия снова обратимся к учебнику педагогики Б.Т. Лихачева [1, с.213]: "Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство". Начальный компонент педагогичес ...

Факторы, влияющие на становление детской психики
Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношени ...