_К_
Страница 13

КОКАИН (гидрохлорид) (англ. cocaine) — алкалоид, получаемый из листьев южноамер. растения кока (испанское coca). Имеет анестетический эффект при местном применении на слизистые оболочки; сильный стимулирующий наркотик, длительное употребление которого ведет к патологической зависимости — кокаинизм. Листья коки используются при производстве широко известного напитка кока-кола, который не следует ассоциировать с К.

КОМАТОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ — см. Сознания патология.

КОММУНИКАЦИЯ (от англ. communicate — сообщать, передавать) Вербальная К. — целенаправленный процесс передачи при помощи языка (языкового кода) некоторого мысленного содержания. Ряд авторов считают коммуникативную функцию языка и речи основной и первичной их функцией, а иногда даже утверждается и единственность функции К. Существует и невербальная К., которая, с одной стороны, может дублировать и поддерживать вербальную К., с др. — обеспечивать нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только внутренно-вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного). См. Массовая коммуникация, Общение.

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (от лат. compensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).

Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я — путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.

К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)

КОМПИЛЯЦИЯ (англ. compilation; от лат. compilare — грабить, похищать).

1. Проверка и перевод программы с языка программирования на машинный язык. Программа, осуществляющая К., называется компилятором.

2. Литературная (в т. ч. научная) работа, составленная посредством выписок и переработки др. сочинений, без приложения самостоятельного творчества, своих оригинальных мыслей. Компилятивный — составленный посредством К.

3. Процесс перехода содержания декларативной памяти в процедурную, т. е. процесс формирования навыка (операции), иногда тоже называют К. См. Память процедурная. (И. Б. Мещеряков.)

КОМПЛЕКС (от лат. complexio — связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод).

1. В самом широком смысле К. — это совокупность разнообразных и в то же время чем-то (напр., функционально, генетически) сходных «предметов», составляющих одно целое (спортивный К., К. упражнений, культурный К., симптомо-К., К. оживления и т. д.).

2. Один из видов допонятийных обобщений, представленных в мышлении комплексном.

3. Понятие К. широко используется в глубинной психологии. В аналитической психологии, разработанной К. Юнгом психологической концепции, К. — вытесненные в подсознание («личное бессознательное») аффективно окрашенные (эмоционально заряженные) воспоминания и мысли; др. словами, К. — стабильное соединение, сочетание аффекта (чувства) и представления. З. Фрейд воспользовался юнгианским понятием К. и ввел в свою теорию 2 К. — эдипов К. и К. кастрации. Кроме того, в индивидуальной психологии (А. Адлера) разработаны понятия о К. неполноценности и превосходства. В фолк-психологии под «К.» нередко понимается исключительно «К. неполноценности». (Б. М.)

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Это интересно:

Элиминация
Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления "радикальный" способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в пси ...

Особенности развития памяти детей дошкольников
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомни ...

Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка
Попытаемся выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характеро ...