КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕН БОННО ДЕ (Condillac, 1715-1780) — фр. философ-просветитель. К. сыграл определенную роль в становлении эмпирической психологии сознания, теоретически обосновав положение о том, что не только содержания сознания (как утверждал Дж. Локк) приобретаются человеком в индивидуальном опыте, но и сами психические функции (память, мышление, воображение и т. п.) формируются в процессе жизни человека из одной только «способности ощущения» (сенсуализм). (Е. Е. Соколова.)
КОНЕЧНЫЙ ПОРЫВ — см. Работоспособность человека.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ (англ. concretization) — процесс восстановления в мышлении объективной целостности, существующей через связи единичных вещей (см. Мышление).
КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ (англ. concrete operations) — понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже — система интеллектуальных операций, выполняемых с опорой на внешние, наглядные данные; характеризуют подпериод интеллектуального развития, длящийся от 7-8 до 11-12 лет.
Различные типы мыслительной деятельности, возникшие в предшествующий период, достигают на уровне К. о. состояния «подвижного» равновесия — они становятся обратимыми, т. е. оказывается возможным одновременное, осуществляемое в мысли возвращение к начальному положению или к исходной точке (путем осуществления обратных операций, восстанавливающих начальную ситуацию). Т. о., логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, упорядочения и установления соответствий, обретших форму обратимых систем. На этой стадии понятийная организация ребенком окружающей среды стабилизируется и закрепляется с помощью создания ряда познавательных структур, называемых группировками. Группировка — центральное понятие этого периода. На уровне К. о. в 7-10 лет ребенку становятся доступными простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие), позже, в 9-12 лет, — системы операций (освоение системы координат, проективные понятия).
С помощью К. о. ребенок координирует антиципации независимо от результата непосредственного действия. Этим способом он постигает связи, которые выходят за пределы эмпирической констатации. Ребенок начинает «расширять» свою мысль, охватывая ею не только действительное, но и возможное. Однако продвижение в сферу возможного весьма ограничено и состоит, г. о., в распространении наличных структур на новые содержания. Отправным пунктом для рассуждения всегда служат конкретные объекты и явления, существующие в настоящий момент и находящиеся в поле восприятия. Экстраполяция операций на нечто, в данный момент не существующее, возможна, но является лишь частным случаем общей конкретной деятельности. Появляющиеся на уровне К. о. системы логических операций очень важны, в частности, для построения понятий числа, времени, движения, а также для построения различных геометрических отношений.
Период К. о. ограничен по сравнению со след. периодом формальных операций в 2 аспектах. 1. Операции не окончательно формализованы, т. к. не полностью отделены от конкретного содержания. Они развиваются последовательно в каждой предметной области, не достигая полной всеобщности. Ребенок должен последовательно познавать разнообразные физические характеристики объектов и явлений (массу, вес, длину и др.). Напр., усвоив в 7-8 лет принцип сохранения массы, дети к 9-10 гг. начинают понимать принцип сохранения веса и лишь в 11-12 лет приходят к пониманию сохранения объема. Это т. н. горизонтальные декаляжи, т. е. повторы в освоении близких понятий по отношению к разным содержаниям. 2. К. о. частичны, т. е. различные конкретно-операциональные системы существуют в виде более или менее изолированных островков на протяжении всего периода от 7 до 11 лет, они не объединены в единое структурированное целое. К. о. служат основой формальных операций — операций над операциями или операций 2-го порядка, характеризующих след. этап интеллектуального развития. См. Операции интеллектуальные. (Е. В. Филиппова.)
КОННОТАЦИЯ (коннотативное значение) (от лат. con — вместе + noto — обозначаю) — эмоционально-оценочное дополнение к основному (денотативному и сигнификативному) значению; букв.: созначение. Не у всех слов имеется К. Использование слов с той или иной К. обусловлено намерением выразить и/или сформировать определенное отношение к предмету (ср. син. лицо—физиономия—морда .; картавить—грассировать; Иван—Ванька—Ванюша). К., как и вообще значения, присущи не только словам, но и предметам, которые воспринимаются с той или иной (окказиональной или узуальной) эмоциональной окраской. Для выявления реально бытующих К. (знаков и предметов) на индивидуальном и социальном уровнях нередко применяется метод «семантического дифференциала». (Б. М.)
Это интересно:
Осознание собственного тела
Мы осознаем собственное тело как собственное бытие: мы также видим и осязаем его. Тело — это единственная часть мира, которую можно чувствовать изнутри; в то же время его поверхность доступна внешнему восприятию. Тело для нас — объект; са ...
Выводы
1. Развертывание исследований проблемы рефлексии в указанных направлениях четко определило две важные особенности ее современного состояния. С одной стороны, накоплен огромный фактический материал, получены интереснейшие эксперименталь ...
Анализ результатов исследования
Экспериментальная игра «Секрет» показала, что детей изучаемой подготовительной группы соответственно их социометрическому статусу можно распределить на 4 подгруппы.
В первую подгруппу вошли самые популярные дети («звезды»): Глазкова Крис ...