_К_
Страница 20

КОНТАКТНЫЙ АНАЛОГ (коналог) (англ. contact analog) — устройство отображения информации, дающее целостное изображение состояния системы, объекта управления или внешней среды.

Различают горизонтальные и вертикальные К. а. В первом случае на индикаторе отображается как бы вид сверху на объект (напр., с самолета). Горизонтальные К. а. применяются преимущественно в авиации для решения штурманских задач. На вертикальных К. а. обстановка изображается во фронтальной плоскости (напр., вид с наблюдательного пункта подводной лодки или из кабины самолета при посадке и взлете). Вертикальные К. а. применяются для управления скоростью, направлением, пространственным положением и др. параметрами движущегося объекта.

Отображение информации на К. а. может производиться по принципам внешнего наблюдения, когда оператор смотрит на управляемый объект как бы со стороны, и внутреннего — оператор как бы движется вместе с объектом относительно фиксированного ориентира. Различие между этими принципами незначительно и проявляется обычно лишь в нач. тренировки. В авиации находят применение индикаторы, объединяющие оба принципа отображения.

Отличительное свойство К. а. — координатная система, в которой одновременно представлена информация о нескольких параметрах объекта. Преимущества К. а. по сравнению с обычными (стрелочными) приборами: 1) один К. а. заменяет несколько отдельных индикаторов по каждому параметру; 2) используются те же особенности восприятия человека, которые сформировались у него в естественных условиях.

КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. contaminatio — соприкосновение, смешение).

1. Текстологический прием: соединение текстов разных редакций одного произведения (напр., некоторых произведений древне-рус. литературы).

2. Способ словообразования в развитии языка: соединение в речи 2 языковых единиц (слов, фраз) на основе их структурного сходства или семантической близости. Примером служит образование словосочетания «играет значение» путем К. словосочетаний «играет роль» и «имеет значение».

3. Ошибочное воспроизведение словесного материала, сводящееся к неправильному объединению слов. Напр., вместо слова «белок» произносится «белток» — звукосочетание, в котором соединены части 2 слов («белок» + «желток»). Встречается как в норме (в т. ч. детские неологизмы), так и при патологии (парафазии, шизофренические неологизмы). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость между словами. См. Памяти расстройства.

4. О К., как наложении образов, см. Гипноз. (Б. М.)

КОНТЕКСТ (англ. context).

1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы. В широком смысле К. включает даже ситуацию, в которой текст создается и/или воспринимается (т. е. К. используется иногда синонимично термину «затекст»).

2. В психологии нередко употребляются выражения «социальный К.», «культурный К.», «духовный К.» для обозначения окружающей человека социальной среды, ситуации. Подразумевается, что понимание поведения и самой личности невозможно вне учета актуального и прошлого К. См. также Деконтекстуализация, Экологическая психология. (Б. М.)

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Объектом К.-а. м. б. содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Основные процедуры К.-а. были разработаны амер. социологами Х. Лассуэллом и Б. Берелсоном. К ним относятся:

1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы К.-а. выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми м. б.: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25


Это интересно:

Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у детей
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания. В результате обработки теста Р. Теммл и ...

Экспериментальная работа по профилактике алкоголизма, табакокурения и наркомании у подростков. Методы диагностики по выявлению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков
В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения профилактической работы по снижению зависимости от алкоголя, табакокурения и наркомании у подростков. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необход ...

Основные типы личности
Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные бы ...