_К_
Страница 21

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод К.-а. широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. К.-а. м. б. использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. (А. Б. Мещеряков.)

КОНТРАСТ ВКУСОВОЙ — см. Вкус.

КОНТРАСТ ЯРКОСТНЫЙ (фотометрический) (англ. brightness contrast) — соотношение яркостей зрительных стимулов, соседствующих в пространстве и/или времени.

Если объект (символ) темнее фона (как эта страница), К. я. называется прямым; если объект ярче фона, К. я. называется обратным. Это правило обозначения действует в европейских странах (и в России), в США принято против. правило.

Простейшее выражение для количественной оценки К. я. — это контрастное отношение: C = Lmax / Lmin, где Lmax и Lmin — соответственно, наибольшая и наименьшая яркости в наблюдаемой области.

Более распространенным в психофизических исследованиях зрения показателем К. я. является т. н. модуляционный контраст:

Cm = .

В инженерной психологии К. я. нередко определяют по след. формуле:

K = .

Минимальная величина K (пороговый К. я.) для одновременно воспринимаемых объектов составляет 1-2% при условии высоких уровней яркости адаптации (напр., 400 нит). Величина порогового К. я. для объектов, воспринимаемых последовательно, больше (не менее 4%). Для практических целей величина К. я. должна быть значительно больше. Рекомендуемая величина контраста от 65 до 85%. См. Ауберта феномен. (Б. М.)

КОНТРСУГГЕСТИЯ (англ. contrasuggestibility) — способность противостоять прямому внушению и заражению чужими чувствами и мыслями, критически оценивая те и др. Снижена в толпе и в состоянии гипноза.

КОНТУР (когнитивный, субъективный) — см. Когнитивный контур.

КОНФАБУЛЯЦИЯ (от лат. confabulatio — беседа, разговор) — ложные воспоминания о вымышленных или реальных (но не имевших места в указанное больным время) событиях, фактах. Син. галлюцинации воспоминания. Иначе говоря, К. — нарушение памяти (типа парамнезии), при котором пробелы памяти заполняются выдумками. Больные (будучи в ясном сознании) сообщают о событиях, в действительности не имевших места в период, о котором идет речь. Подобные фальсификации м. б. иногда объяснены как защитный механизм (см. Защита психологическая), иногда — внушениями. Наблюдаются при прогрессирующих расстройствах памяти и некоторых формах бреда. К. не следует путать с внешне близкой псевдологией. См. Памяти нарушения. Ср. Криптомнезия. (Б. М.)

КОНФЛИКТ (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под К. чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точной дефиниции К. связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих К. Были предприняты попытки выделить ряд обязательных признаков К.: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей К.).

Единая и стройная классификации К., очевидно, будет делом не очень близкого будущего. Имеются многочисленные типологии, которые отражают разнообразие форм К. (и вполне могут комбинироваться). Самая общая дихотомия вычленяет 2 неравновеликие группы К.: интрасубъектные, или интрапсихические (конфликты с самим собой) и интерсубъектные (в которых К. всегда происходит между субъектами — как представителями групп или как отдельными индивидами). Трудно обнаружить область психологии, не соприкасающуюся с проблемами К.: интрапсихическими К. в большей степени занимаются общая, возрастная, клиническая психология, психоанализ; интерсубъектными — социальная, возрастная, организационная, психология труда, экстремальная, спортивная и т. д. В соответствии с др. типологией — по дифференцированному критерию субъекта взаимодействия — выделяют К. внутриличностные, К. межличностные и К. межгрупповые; помимо этого следует выделить К. типа «личность—группа». По временному критерию К. подразделяются на кратковременные и затяжные, однако авторы избегают каких бы то ни было указаний на четкие временные параметры данного критерия. По характеру протекания К. бывают острыми и вялотекущими; по форме проявления — явными и латентными. Ввиду особой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд К. по признакам «субъекта и сферы»: семейные, производственные, школьные, этнические, религиозные, генерационные, а также в вооруженных силах — напр., К., вызванные т. н. неуставными отношениями.

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Это интересно:

Результаты исследования
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога. При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испыту ...

Роль самооценки в развитии межличностных отношений
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...

Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации. Организация и методы исследования
Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации ОАО "Владимирские электросети" Объект: трудовая деятельность работников организации ОАО "Владимирские электросети" Предмет исследования: межгрупповые отношения ...