_Б_
Страница 4

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.

4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).

5. Структуры общественного Б. — неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека — неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. (Д. А. Леонтьев.)

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857-1927) — рос. невропатолог, психиатр, физиолог, рефлексолог. Создатель 1-й в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского ун-та (1885), основатель Психоневрологического ин-та в СПб. (1908), который стал центром комплексного исследования человека.

Психологическое творчество Б. можно условно разделить на 2 этапа. В 1-й период (до 1910-х гг.) Б. говорил о равноправном существовании 2 психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Б. называл себя представителем объективной психологии, но, в отличие от И. М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Б. считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т. е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности н. с. На 2-м этапе творчества (с 1910-х гг.) Б. создает учение, названное им рефлексологией. По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии Б. Несмотря на то что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти Б., идеи Б. о комплексном изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии. (Е. Е. Соколова.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Это интересно:

Объём
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. ...

Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка
Попытаемся выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характеро ...

Анализ результатов исследования
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что уровень эмпатии супругов и степень конфликтности в семье находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень эмпатии супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, причём ...