БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (англ. biological clock) — эндогенные генетически фиксированные ритмы, лежащие в основе биологической хронометрии (способности организмов к отражению времени). Первоисточник биологических эндогенных ритмов — короткопериодные химические или физико-химические колебательные процессы на клеточном уровне. У высших животных доказано существование центральных осциллирующих механизмов в ц. н. с. Наряду с короткопериодными ритмами, обеспечивающими непрерывное функционирование органов и систем (ц. н. с., сердца, кишечника и др.), существуют и ритмы с суточной, приливо-отливной, лунной, сезонной периодичностью. Эндогенные ритмы коррелируют с периодичными процессами во внешней среде, которые действуют по отношению к Б. ч. как датчики времени (синхронизаторы). По расхождениям между ними и Б. ч. с циркадными (околосуточными) циклами организмы ориентируются во времени и пространстве (напр., использование животными солнца в качестве компаса при нахождении пути к жилищу или при миграциях). Б. ч. играют важную роль как один из факторов поведения животных. См. Восприятие времени, Ориентация (у животных).
БИОНИКА (англ. bionics) — наука, изучающая принципы строения и функционирования живых систем для решения инженерных задач: совершенствования и конструирования машин, приборов, строительных конструкций и технологических процессов. Как самостоятельная наука Б. начала формироваться в 1960-х гг. в связи с бурным развитием автоматических и автоматизированных систем управления. В основе Б. лежит метод моделирования.
Возникнув на грани биологических и технических наук, Б., опираясь на новейшие математические, физико-химические и физические методы, объединяет и обогащает эти науки. Биологическая Б. изучает процессы, происходящие в биологических системах; теоретическая Б. строит математические модели этих процессов; техническая Б. применяет модели теоретической Б. для решения инженерных задач.
Основное внимание ученых-биоников направлено на изучение возможностей применения в технике закономерностей систем приема и переработки информации, присущих человеку и животному. Достигнуты значительные успехи в разработке перцептронов, моделей нервных сетей и т. п. По мере усложнения конструируемых машин исследования в Б. все теснее смыкаются с психологическими. Сформировалось особое направление в Б. — психобионика. См. также Экобионика.
БИОСИНТЕЗ — см. Телесно-ориентированная психотерапия.
БИФУРКАЦИЯ — см. Синергетика.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ НАУКА (англ. behavioral science — поведенческая наука) — общий термин, обозначающий любую науку, которая изучает поведение индивидов и групп; в частности, к Б. н. относятся психология, социология, социальная антропология, этология. Часто используется как син. социальной науки (А. Ребер, 1995). См. Человекознание.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ — см. Аверсивная терапия, Ассертивность, Модификация поведения.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour — поведение) — крупное психологическое направление. «Манифестом» Б. считается статья его основателя, амер. психолога Дж. Уотсона, «Психология с т. зр. бихевиориста» (1913), но предпосылки возникновения Б. складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, которым не могла удовлетворить «академическая» интроспективная «психология сознания», философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи рос. ученых (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев).
Это интересно:
Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем
эмоционального выгорания. Организация исследования
Настоящее исследование проходило в 2009 году, в ноябре месяце на территории ЕМО г. Норильска Красноярского края. В данном исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных учреждений города Норильска.
На начальном этапе в иссле ...
Эмпирическая часть
Нами было проведено исследование на выявление направленности личности студентов в ВУЗе. Целью данного эксперимента являлось определение преобладающих тенденций направленности личности и профессиональная направленность трудовой деятельност ...
Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической
поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении
Проанализировав полученные данные по анкетам, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации:
· Не все воспитатели четко разграничивают понятия «одаренность» и «способности».
Одаренность
– генетически обусловленный компонент способ ...


