_А_
Страница 48

Основные клинические признаки Р. д. А.: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы; 3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями; 4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 1/3 случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи); 5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.

Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. — со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией — возраст 3-5 лет. Позже острота может сглаживаться и на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя дети с А. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталы. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а. См. Игровая терапия. (О. С. Никольская.)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (аутотренинг, от греч. autos — сам + gennao — рождаю) — психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера. Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний. Основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации/активизации протекания основных психофизиологических функций.

Классический метод А. т. разработан нем. психотерапевтом И. Г. Шульцем (1932). Широкое внедрение А. т. в клиническую практику началось в 1950-х гг., прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. С конца 1960-х гг. А. т. используется для психологической профилактики и коррекции неблагоприятных состояний в разных видах профессиональной деятельности и в спорте. Является одним из основных компонентов психологической работы в т. н. кабинетах психологической релаксации на производстве.

Существующие модификации А. т. разрабатывались в 2 направлениях: 1) совершенствование классического варианта А. т. и 2) расширение набора средств саморегуляции, включаемых в комплекс релаксационных воздействий. Работы 2-го направления привели к своеобразной потере специфичности в научной трактовке А. т., которая часто оказывается синонимичной терминам «методы релаксации» или «методы психологической саморегуляции».

В традиционном понимании главный элемент А. т. — формирование способности вызывать желаемые органические и психические эффекты с помощью вербальных формулировок (формул самовнушения) и оперировать ими в соответствии с заранее заданной целью (расслабление, засыпание, активизация, снятие негативных эмоциональных переживаний и пр.). Необходимым условием этого является концентрация внимания на сфере собственных ощущений и переживаний, самонаблюдение за протеканием внутренних процессов и представление желаемого изменения. В ходе курса занятий А. т. формируются устойчивые связи между формулами самовнушения и возникновением определенных изменений в соответствующих психофизиологических системах. Действенность таких связей зависит от развития навыков самонаблюдения, индивидуально используемых систем образных представлений и идеомоторных актов (см. Идеомоторика). (А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова.)

Страницы: 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53


Это интересно:

Факторы, влияющие на становление детской психики
Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношени ...

Современное состояние проблемы конфликта. Теории и структура конфликта
Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры", в которой впервые предпринята попытка рассм ...

Характеристика детей с разными типами темперамента
Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с ...