_А_
Страница 52

АФФЕКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (англ. affective components) — в социальной психологии, те субъективные переживания (чувства), которые принято выделять в структуре социальных установок (аттитюдов).

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ — устойчивое отрицат. эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. А. н. — это как бы защитная реакция, позволяющая выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая сомнения относительно своих способностей.

А. н. часто ограничивается одной к.-л. областью притязаний человека, но может иметь и более генерализованный характер, захватывая личность человека в целом. Дети в состоянии А. н. характеризуются обидчивостью, недоверчивостью, подозрительностью, агрессивным поведением и негативизмом. Длительное пребывание ребенка в состоянии А. н. приводит к формированию соответствующих черт характера. Наличие устойчивого А. н. у взрослого человека может предопределить особенности его личности. См. Аффективные дети.

АФФЕРЕНТАЦИЯ (англ. afference) — передача сенсорной информации по нервам от рецепторов в ц. н. с. Против. эфферентация. См. Афферентный.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия.

АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens — приносящий) — относящийся к афферентации, напр. афферентный нерв. То же, что центростремительный, центрипетальный. Ср. Кортикопетальный, Кортикофугальный, Эфферентный.

АФФИЛИАЦИЯ (от англ. affiliation — соединение, связь) — потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. А. проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать к.-л. помощь, поддержку и принимать их от него. А. формируется в отношениях с родителями и сверстниками и зависит от стиля воспитания. Она усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе. Общение с др. людьми помогает в таких ситуациях смягчить негативные эмоциональные переживания. Блокирование А. порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает состояние фрустрации. (Д. А. Леонтьев.)

АФФОРДАНС (англ. affordance от afford — иметь или предоставлять возможность) — в теории восприятия Дж. Гибсона, «приглашающее» (манящее) качество воспринимаемых предметов и событий. Оригинальность этого понятия иногда сильно преувеличивается, поскольку значительно раньше К. Левин глубоко и детально разработал идею о Aufforderungscharakter — о повелительном (побудительном) характере вещей. (Б. М.)

АХ НАРЦИСС (Ach, 1871-1946) — нем. психолог, представитель Вюрцбургской школы. В экспериментах с использованием метода систематической интроспекции доказал, что процесс мышления определяется поставленной перед испытуемым задачей (в мышлении имеется т. н. детерминирующая тенденция, которая управляет возникновением тех или иных ассоциаций).

А. также автор методики формирования искусственных понятий, которая затем в несколько измененном Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым виде использовалась в исследованиях формирования понятий в школе Л. С. Выготского (см. Метод двойной стимуляции). (Е. Е. Соколова.)

Страницы: 47 48 49 50 51 52 53


Это интересно:

Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности. Влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 152 г. Новосибирска с 2008 по 2009 год. В эксперименте приняли участие 100 семей, в паре родитель-ребенок (дети 7-13 лет). На первом этапе проводился отбор адекватных методов исс ...

Виды учебных и обучающих действий.
Существует три основных вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер преподнесения готовых знаний и умений . Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, ...

Теоретико-методологигические основы изучения эмоциональной сферы личности. Физиологические основы и психологические теории эмоций
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, ...