_А_
Страница 45

А. и. используются для диагностики личности, а также находят широкое применение в социальной психологии, социологии, психологии рекламы и т. п. областях. См. также Измерения в психологии, Метод семантического дифференциала. (И. А. Мещерякова.)

АТТИТЮДОВ ПРИВИВКА (англ. attitude inoculation) — достаточно широкий подход, разработанный с целью защиты личности от установок, предпочтений, мнений, навязываемых ей извне (в частности, со стороны средств массовой информации, значимых других и пр.), сутью которого является повышение способности личности противостоять чужому нежелательному воздействию. Предполагается, что человеку, несмотря на некоторые предпринимающиеся попытки оградить его от «дурного» влияния, так или иначе приходится жить в агрессивной среде чужих взглядов.

Механизм А. п. (по прямой аналогии с вакцинацией в медицине) заключается в слабой атаке на нетвердые и спонтанно сформировавшиеся установки личности, что в дальнейшем приводит к возможности сопротивляться более сильным атакам. Неадекватно мягкая атака на убеждения человека (по своей силе и длительности не способная изменить их) провоцирует его обнаружить и защищать свои позиции, совершенствовать контрагументацию, осваивать определенные формы поведения, что приводит к дальнейшей фиксации его аттитюдов.

Разработка стратегий А. п. и проверка их эффективности осуществлялась применительно к разным группам (особенное внимание исследователей привлекала детско-юношеская аудитория) и разным воздействиям (начиная от сопротивления банальностям до противостояния рекламе, предложению покурить, попробовать наркотик и т. п.) У. Мак-Гайером, А. Мак-Алистером, Н. Фешбах и многими др. (И. А. Мещерякова.)

АТТРАКТАНТЫ (от лат. attrahere — тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле — привлекать, склонять) — вещества, инстинктивно привлекающие животных (особенно насекомых). Против. репелленты. См. Аттрактивность. (Б. М.)

АТТРАКТИВНОСТЬ (от аттракции).

1. Свойство объекта привлекать, притягивать к себе животных — инстинктивная А. См. Аттрактанты.

2. Свойство объекта «привлекать», «притягивать» внимание, вызывать интерес (в этом же смысле говорят об А. к.-л. занятий, видов деятельности) — психологическая А.

3. Свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у др. людей — социально-психологическая А. Огромное количество исследований посвящено роли физической А., т. е. внешней привлекательности или непривлекательности как факторам, влияющим на умы и поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также факторам, которые, в свою очередь, влияют на А. (Б. М.)

АТТРАКТОР — см. Синергетика.

АТТРАКЦИЯ (англ. attraction; от лат. attrahere — тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле — привлекать, склонять).

1. Поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к ч.-л. Ср. аттракцион — эффектный цирковой или эстрадный номер; развлечение.

2. В социальной психологии А. называют дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу Следует заметить, что это понятие не объяснительное, а чисто описательное и к тому же метафорическое. В теории равновесия (баланса) Ф. Хайдера постулируется (принцип реципрокности), что социальная А. взаимна: если вы обнаруживаете, что кто-то вам симпатизирует, то это делает более вероятными ваши к нему симпатии. См. Аттрактивность, Дружба. (Б. М.)

Страницы: 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50


Это интересно:

Практические рекомендации
На основе полученных результатов психологам, работающим с педагогическим коллективом при планировании и реализации психопрофилактической, консультативной, психокоррекционной и других видах работ, для снижения количества стрессовых ситуаци ...

Наблюдение
Для исследования уровня развития внимания у детей, было необходимым посетить уроки в школе и пронаблюдать за поведением учащихся 2х классов. Наблюдение проводилось на по следующей схеме. Ученик Даниил К. Ход урока Что делали учащ ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...