_А_
Страница 40

2. В грамматике А. — то же, что определение.

АТРИБУТИВНЫЙ (см. атрибут).

1. В логике А. высказывание — высказывание о свойствах. В частности, в А. категорическом высказывании утверждается или отрицается наличие у предметов некоторого свойства (напр., «человек разумен», «животные не имеют сознания»). См. Атрибуция, Суждение.

2. В грамматике А.— определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения.

АТРИБУЦИЯ (англ. attribution) — в социальной психологии — «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т. о., А. — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания. При этом А. отличается от абстрактного объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия человека человеком в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. (см. Локус контроля).

Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса и К. Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и аттитюдами). Исторически разработка понятия А. началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие А. охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).

Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли (не путать с Келли Дж. А.) сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он утверждал, — и целый ряд исследований это подтвердил, — что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах). При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки). Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин.

Страницы: 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45


Это интересно:

Задачи развития юношеского возраста
1.Становление Я-концепции Прежде всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себ ...

Анализ полученных результатов
Наблюдение за поведением детей с ВСД. В результате проведенных наблюдений и выявлению психологических особенностей поведения детей с ВСД сделаны следующие выводы: Дети с диагнозом ВСД отличаются частыми проявлениями беспокойства и трево ...

Группа эпилептоидов
Шоковая стадия. У больных этой группы реакция на получение информации часто бывает отставленной. Учитывая возможность взрывного аффекта, целесообразно присутствие рядом кого-то из близких или персонала. Давая информацию, нужно предлагать ...