_А_
Страница 38

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio — соединение) — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление др. Явление А. описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «А.» был предложен Дж. Локком. viagra pfizer

В ассоциативной психологии выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое—синее), контрасту (черное—белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Д. Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение; др. (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. Т. Брауном были обнаружены «вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности и/или патологические особенности индивида и т. п. Наконец, А. Бэн выделяет «творческие А.», образование которых объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.

Существовали 2 противоположные т. зр. на механизмы А.: одни авторы считали А. только «тенью» мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Дж. Ст. Милль, Бэн), др. приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И. П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству — их генерализацией. Павлов использовал также понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования А.

Различались также т. зр. психологов и на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, др. выделили наряду с А. особые типы связей («разумные» у Локка, апперцептивные у Вундта и др.).

Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: Кроме указанного, психологического значения в научной литературе часто можно встретить 2 др. значения этого слова: 1) А. как тип социальной организации (напр., Амер. психологическая ассоциация) и 2) как синоним терминов «связь» и «корреляция».

АСТАЗИЯ (от греч. а — отрицание + stasis — стояние) потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. — симптом обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

Добавление: Итальянский физиолог Луиджи Лючиани (Luciani, 1893), наблюдавший после удаления мозжечка различные явления (симптомы) выпадения функций, делил последние на 3 подгруппы: а) астатические, б) атактические и в) астенические. Согласно Лючиани, животное сразу после удаления мозжечка полностью теряет способность стоять (А.); с течением времени А. уменьшается, но у животного остается неуверенность в движениях, расстройство координации (мозжечковая атаксия). Кроме того, значительно уменьшается мышечная сила, особенно в задних конечностях (астения). (Б. М.)

Страницы: 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43


Это интересно:

Предметная область психологии
Психологию можно определить как научное исследование поведения и психических процессов. Этому определению соответствует огромное разнообразие тем. Чтобы дать о них некоторое представление, кратко остановимся на пяти наиболее характерных п ...

Психологические особенности женщин зрелого возраста. Факторы и условия развития личности в зрелом возрасте
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость ...

Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...