В результате анализа литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В совместной деятельности человек взаимодействует с другими людьми, устанавливает с ними разнообразные контакты, организовывает совместные действия для получения необходимого результата.
Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели, конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации.
Профессиональное общение работников органов правопорядка является разновидностью специально организованного взаимодействия людей, содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач.
В современных условиях деятельности органов правопорядка жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки сотрудников, в том числе в области организации профессиональных контактов.
Для успешного осуществления общения и ведения переговоров сотрудникам правоохранительных органов нужна целенаправленная специальная и психологическая подготовка.
Профессиональная роль сотрудника ОВД многосторонне влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, преобразует его облик, как внешний, так и внутренний.
Специфика самой правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. В связи с профессиональной необходимостью всегда идти навстречу опасности может наступить привыкание и снижение способности адекватной оценки собственных возможностей.
Сотрудник в процессе деятельности сталкивается со сложными задачами, от решения которых иногда зависит жизнь и здоровье граждан, он подвержен различным психологическим стрессам, многостороннему социальному контролю. Профессиональная деятельность сотрудников милиции очень важна для общества, она социально значима, но, к сожалению, имеет низкий статус в связи со сложившимися в нашем обществе приоритетами и стереотипами.
В результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования стало очевидно, что существует взаимосвязь между длительностью трудового стажа сотрудников правоохранительных органов и их стилями общения.
Мы предположили, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов оказывает влияние на специфику их стиля общения, вследствие этого, для более опытных сотрудников ОВД характерно повышение коммуникативных способностей, что обусловлено развитием навыка решения конфликтных ситуаций, обусловленных трудовой деятельностью.
С целью изучения влияния профессиональной деятельности на стиль общения сотрудников правоохранительных органов мы провели экспериментальное исследование, в результате которого у большинства сотрудников ОВД со стажем выявлена умеренная агрессивность, что говорит о достаточном уровне здорового честолюбия. Опытные сотрудники относятся доброжелательно к критике, если она деловая и без претензий.
Более половины молодых сотрудников ОВД чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Им необходимо больше решительности, так же следует более доброжелательно воспринимать критику подчиненных, но прислушиваться к критике вышестоящих сотрудников.
Отмечено, что коммуникативные способности у сотрудников со стажем более выражены, чем у молодых специалистов, однако коммуникативные способности у сотрудников со стажем более выражены, чем организаторские. У большинства молодых сотрудников коммуникативные и организаторские способности имеют одинаковую степень выраженности.
Более трети молодых сотрудников предпочитают решать конфликты с помощью компромисса. Среди более опытных сотрудников так же преобладающей является стратегия компромисса, которую для решения конфликтов используют более половины сотрудников. Также у более опытных сотрудников, по сравнению с молодыми, отмечается преобладание стилей компромисса, соперничества и избегания в конфликтных ситуациях.
Сотрудники со стажем чаще проявляют готовность к взаимным уступкам. Однако, если того требует ситуация, способны добиться удовлетворения своих интересов.
Следовательно, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов оказывает влияние на специфику их стиля общения, вследствие этого, для более опытных сотрудников ОВД характерно повышение коммуникативных способностей, что обусловлено развитием навыка решения конфликтных ситуаций, обусловленных трудовой деятельностью.
Цель работы достигнута, задачи, стоящие в начале исследования, выполнены. Однако мы считаем, что результаты нашего исследования необходимо продолжить, чтобы более полно изучить специфику стилей общения начинающих и опытных сотрудников ОВД.
Это интересно:
Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе
В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. ребенок, который вписывается ...
Исследование восприятия и оценки студентами психологического факультета
ЯрГУ методов активного обучения
Цель исследования
Цель данного исследования – изучить восприятие и оценку студентами методов активного обучения. При этом важно заметить, что в нашем исследовании мы рассматриваем метод абстрагировано от его конкретного применения. Несом ...
Функции имиджа
Главная функция имиджа – приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются дейс ...