Эмоциональное неблагополучие детей
Страница 1

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками [3].

Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорблённого самолюбия. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребёнка, побуждающие ребёнка поступать определённым образом, не всегда легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей [35].

Очень важно поддерживать положительные эмоциональные состояния детей и близкие детям занятия и игры, в которых эти состояния укрепляются.

Взрослый должен заботиться об устранении угнетающих эмоций, влияющих на вообще все отправления организма. Не только крик и оцепенение ребёнка от испуга являются вредными для его физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается неблагоприятно как на питании, так на его психическом развитии.

Социальное развитие маленьких детей по - настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте с взрослым. От качества общения зависят полноценное развитие ребёнка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. В свою очередь это оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.

Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а вследствие этого и к задержке психического развития ребёнка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более позднее время.

Известно, как неопределённы, изменчивы эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Наблюдения за поведением детей в раннем детстве позволяют подметить некоторую устойчивость отдельных эмоциональных проявлений. Закрепляясь, они начинают способствовать возникновению относительно устойчивых форм поведения, составляющих, по словам Л.И. Божович, "основу формирования характера ребёнка". Так, свойственное ребёнку переживание радости закрепляется при определённых условиях и превращается в черту характера - в жизнерадостность; повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность может привести к образованию такой черты характера, как вспыльчивость, которая при недостаточной коррекции в детстве становится большой помехой в общении с людьми.

При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребёнка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается негативное эмоциональное отношение к определённым сторонам жизни или к людям. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребёнка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.п.). По свидетельству врачей и психологов, чаще всего к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребёнка с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искажённых форм. Повышенная заболеваемость детей в детском саду зависит не столько от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребёнка психологического климата, вызывающего тяжёлые переживания. При этом разрушения, наносимые здоровью различными причинами, тем опаснее, чем моложе ребёнок. В этих случаях дети реагируют общими соматическими расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи т.д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной системы, истерические реакции, ночные страхи и пр.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Подходы к изучению влияния особенностей личности подростка на статус в группе сверстников. Психологические особенности подросткового возраста
Юность - период жизни после отрочества до взрослости. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. В юности у молодого человека возни ...

Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации. Организация и методы исследования
Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации ОАО "Владимирские электросети" Объект: трудовая деятельность работников организации ОАО "Владимирские электросети" Предмет исследования: межгрупповые отношения ...

Эмпирическое исследование коммуникативных и организаторских способностей. Эмпирическая база исследования и характеристика выборки
Исследование было проведено на базе Альметьевского филиала института экономики, управления и права. В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии в возрасте 17–19 лет, в количестве 18 человек, из которых мы ...