Теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях. Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
Страница 1

Полезная информация » Особенности психологической готовности военнослужащих » Теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях. Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях

В числе структурных составляющих деятельности человека одним из основных является фактор психологической готовности. Психологическая готовность человека к деятельности как бы аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.

Понятие «психологическая готовность» в литературе имеет различные толкования.

Так, понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей» [1; 115]. В.А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности [3; 41].

К.К.Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности к деятельности выделяет моральную, психологическую и профессиональную готовность. Качества, определяющие психологическую готовность, относятся авторомк стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности [3; 41].

Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни и др. объясняли готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как её общее психо­физиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; как направленность личности на выполнение определенных действий [28, 37].

Понятие готовности к деятельности тесно связано с понятием установки, которая обеспечивает устойчивый, целенаправленный характер протекания успешнойдеятельности.Д. Н.Узнадзе понимал установку как более широкое явление, чем готовность. Готовность определялась им как существенный признак установки [51; 25]. С другой стороны, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович разводят эти два понятия с точки зрения конкретно-психологической природы феноменов, которые данные дефиниции обозначают. Установка, с их точки зрения, является лишь формой готовности [9; 53].

Несмотря на многообразие определений готовности, все авторы сходятся на том, что готовность к деятельности - это предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом [8; 87].

Понятием «готовность» в литературе, таким образом, обозначаются:

- условия и регулятор деятельности;

- психологическое состояние,

- установка;

- наличие у субъекта определенных потребностей;

- синтеза свойств личности и т.п.

Нам представляется наиболее полным и точным определение психологической готовности, данное В. Дружининым: «Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности» [29; 416]. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» [4; 56] состояние «оперативного покоя» [5; 37] и состояние «бдительности» [28; 30].

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;

3) необходимые знания, навыки, умения;

4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы [4; 57].

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности — это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

1) мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2) познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т.д.;

3) эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Описание выборки
Выборка состоит из сотрудников и руководителей 5 частных предприятий, которые состоят из владельца организации и 10 и более его подчиненных. ...

Сущность и разнообразие детских взаимоотношений и их значение для развития личности ребенка среднего дошкольного возраста. Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений
Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и обра ...

Виды учебных и обучающих действий.
Существует три основных вида учебных действий. Первый вариант обучения имеет характер преподнесения готовых знаний и умений . Учение в нем складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, ...