Теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях. Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях
Страница 3

Полезная информация » Особенности психологической готовности военнослужащих » Теоретические подходы к проблеме психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях. Понятие и структура готовности к деятельности в экстремальных ситуациях

Проведенный анализ определений данного феномена позволяет выделить некоторые его общие, основные черты и показать, что, как правило, личностный адаптационный потенциал:

- рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков: самооценки, самоконтроля, психической устойчивости, мобилизационности, коммуникативных качеств и др., обусловливающих эффективность психической адаптации;

- имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию

- включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;

- определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;

- связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

Как правило, в связи с исследованием адаптационного потенциала личности изучаются её устойчивость к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, мобилизационность, самоконтроль [26; 192].

Устойчивость. В психологической литературе понятие «устойчивость» имеет несколько толкований. Так, слово «устойчивый» в толковых словарях имеет значения «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий».

Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций [26; 197].

Люди с высокой психологической устойчивостью к стрессам, деятельности в нестандартных ситуациях, как правило, не нуждаются в специальной психологической подготовке. Исходя из данных исследований, выявлено, что обычно такие люди уже одним своим присутствием положительно влияют на других людей в чрезвычайных стрессовых ситуациях. Они часто становятся спонтанными лидерами и берут на себя принятие решений. Люди невольно прислушиваются к их указаниям. Наоборот же, у людей с низким уровнем психологической устойчивости чаще происходят эмоциональные и физические срывы. Такие люди нуждаются в индивидуальной или групповой психологической подготовке и коррекции.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что устойчивость положительно связана с самоконтролем, мобилизационностью, психологической гибкостью, смелостью, интеллектом, оптимизмом, и отрицательно - с нейротизмом, напряженностью, депрессией, чувством вины, тревожностью, педантизмом, подозрительностью, агрессивностью [4; 127].

Мобилизационность - способность к мобилизации и активизации деятельности. Люди с высоким данным показателем обладают способностью сразу же, в доли секунды наметив план, начинать действовать. При грамотной подготовке людей, своевременных и правильных их действиях, это качество наиболее важно в экстремальных ситуациях.

Мобилизационность положительно связана со смелостью, эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, самоконтролем, общительностью, доминантностью, силой нервной системы, коллективизмом, психологической гибкостью, и отрицательно - с невротичностью, депрессией, тревожностью, напряженностью, пессимизмом, чувством вины, страхом, подозрительностью [26; 75].

Самоконтроль - умение личности контролировать своё психическое состояние и поведение и управлять ими. Люди с высокой степенью самоконтроля способны адекватно и критично оценивать свои поступки, делая на основании этих оценок правильные выводы.

Самоконтроль положительно связан с эмоциональной устойчивостью, общительностью, силой нервной системы, смелостью, совестливостью, оптимизмом, игровым потенциалом, мобилизационностью, юмором, доминантностью, сексуальностью, коллективизмом, приобретательством.

Отрицательно самоконтроль связан с чувством вины, напряженностью, нейротизмом, тревожностью, невротичностью, депрессией, изменчивостью

настроения, возбудимостью, мечтательностью, подозрительностью и сверхчувствительностью [26; 117].

С. Чермянин, автор многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», выделяет следующие понятия, характеризующие адаптационный потенциал личности:

- поведенческая регуляция (ПР) — это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских взаимоотношений при различных сиблинговых позициях детей в семье
Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских взаимоотношений и особенностей сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей от разных браков, их взаимосвязи, происходило в три этапа, на каждом из которых решались с ...

Попутное научение и целенаправленное учение
Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным. О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Многовековой опыт педагогов показывает следующее: · научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающими ...

Условия формирования направленности личности
Имея понятия профессиональной деятельности, направленности личности, следует отметить, что самым важным периодом для формирования профессиональной направленности личности является период ранней зрелости, или юности. В истории развития воз ...