Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания. Организация исследования
Страница 2

Полезная информация » Особенности копинг поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания » Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания. Организация исследования

Анализ и интерпретация полученных результатов осуществляется на основании сопоставления данных полученных по каждой шкале для конкретного человека, а также по всей исследуемой профессиональной группе.

3. Опросник «Преодоление трудных жизненных ситуаций» (ПТЖС).

Существующая методика является русскоязычной версией немецкого опросника SVF – 120 В. Янке и Г. Эрдманна. Перевод и адаптация данной методики осуществлены Н.Е. Водопьяновой.

Данный опросник служит для диагностики типичных способов преодоления стрессовых ситуаций (копинг – стратегий), которые определяются 20 субшкалами и шестью утверждениями в каждой.

Каждое утверждение предлагается оценить по степени выраженности, отмечая в соответствующей графе выбор того или иного ответа, который оценивается по 5 – балльной шкале.

Анализ результатов возможно производить как по отдельным шкалам копинг - стратегий, так и по вторичным оценкам, которые устанавливаются как сумма позитивных (стратегии направлены на снижение стресса) и сумма негативных сратегий (которые могут усилить стресс).

Также в выделяют ряд копинг – стратегий, которые невозможно определённо отнести к категориям адаптивных – неадаптивных, поскольку результат использования данных стратегий нельзя оценить однозначно. Комплекс таких стратегий принято обозначать как относительно адаптивные. Суммирование по шкалам в данной категории не производится.

В отличие от негативных стратегий, позитивные соответствуют определенному стилю адаптивного поведения в стрессовой ситуации и дополнительно дифференцируются по трём диапазонам: положительный 1 (стратегии направлены на снижение значимости ситуации), положительный 2 (стратегии указывают на тенденцию к отвлечению от стресса и обращению к позитивным ситуациям, исключающим стресс) , положительный 3 (действия направлены на контроль стрессовой ситуации и вызванных ею собственных реакций).

4. «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» («MSPSS»)

Психодиагностическая методика «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» («MSPSS») была разработана Д. Зимет в 1988 году. Она включает три основных шкалы: а) «Поддержка семьи»; б) «Поддержка друзей»; в) «Поддержка значимых других» и направлена на диагностику средовых копинг - ресурсов.

В 1994 году Н.А.Сирота совместно В.М. Ялтонским была проведена русскоязычная адаптация и апробация этой методики. Психометрическая проверка модифицированного варианта «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» («MSPSS») была осуществлена в течение 2000 – 2002 гг. В качестве модели выступил контингент лиц, занятых интеллектуально и эмоционально напряженной профессиональной деятельностью.

Для целей исследования средовых копинг - ресурсов в рамках исследования метасистемы совладания у педагогов данная шкала была модифицирована с последующей адаптацией путем введения в неё дополнительных утверждений, составляющих две шкалы: «Поддержка коллег по работе», «Поддержка общественных организаций», которые также отражают важнейшие механизмы совладания (средовые копинг - ресурсы) с проблемными ситуациями.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Гештальт-психология
Около 1912 года, приблизительно в то же время, когда в Америке приобрел популярность бихевиоризм, в Германии появилась гештальт-психология. Немецкое слово «гештальт», означающее «форма» или «конфигурация», было использовано в качестве наз ...

Мотивация учебной деятельности и ее развитие
Итак, выше была рассмотрена потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является из ...

Мотивационно-потребностная сфера
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных пс ...